Рецензия на диссертацию А.А. Мушты на соискание степени магистра по направлению 46.04.01 «История» «Восточный аспект в политике формирования советской культурной идентичности в 1918-1930-х гг. (на материалах массовых визуальных источников)» Магистерская диссертация А.А. Мушты посвящена изучению на материалах массовых визуальных источников проблемы встраивания восточного компонента в советскую культурную идентичность, а также рассмотрению эволюции концепта “Восток” в советской культуре 1920-х – 1930-х гг. Интерес к этой теме не случаен, так как изучение проблемы формирования образов Востока в русской культуре возникает в основном в контексте осмысления художественного наследия эпохи модерна или «серебряного века русской культуры». Между тем, очевидны определенные тенденции в рецепции данного феномена не только в эмигрантской среде, получившее свое воплощение в виде движения евразийцев, но и в процессе становления советской культуры. Интересно и то, что данное явление рассматривается с точки зрения формирования визуальных образов в массовом сознании, что в целом делает выбор темы весьма удачным и даже претендующим на некоторую оригинальность. Диссертация представляет собой попытку всестороннего рассмотрения заявленной проблемы. В первой главе рассматриваются теоретические и методологические аспекты изучения массовых визуальных источников, делается попытка в определении терминологии применимой к данному типу источника и рассматриваются основные подходы к его пониманию с целью выработки определенной модели исследования, которая апробируется при работе с источниками. Вторая глава посвящена рассмотрению различных видов массовых визуальных источников (политические и агитационные плакаты, киноафиши, книжная графика, мультипликация), а также выделению из них основных структурных элементов (паттернов) конструирования Востока в ранней советской культуре и их анализу. Автор выделяет наиболее частотные визуальные образы, которые систематизирует и классифицирует, для последующего детального изучения, таким образом следуя выработанной схеме. Представленная система позволяет обобщать и теоретизировать представленную информацию, а также делать определенную выводы по поводу ориентализирующего характера визуальной репрезентации Востока. Наиболее интересной частью данной главы становится предпринимаемый анализ ранней советской мультипликации. Автор опирается на проработанную рабочую схему анализа визуального текста, тем самым подтверждая один из главных тезисов о том, что разные типы визуальных источников используют одинаковую систему представления образов Востока, что свидетельствует о формировании определенных характерных для советской культуры штампов и стереотипов. Третья глава представляет собой анализ типов визуальной репрезентации Востока в советской культуре осваивающих реальное пространство (архитектурно-выставочные комплексы и культурно-массовые зрелища), с целью представления общего контекста визуальной стороны советской культуры, а также представления восточного плана в советском дискурсе, таким образом представляя более широко процесс складывания советской культурной идентичности. Несомненным достоинством данной части работы является использование ранее не опубликованных архивных материалов по истории культурно-массовых зрелищ. Важным дополнением работы является приложение с иллюстративным материалом. Отдельно следует отметить, то что автор работы не только сосредотачивается на исследовании конкретных источников, но и привлекает дополнительные сведения из истории советской культуры, что позволяет лучше представить историко-культурный контекст и свидетельствует о широкой эрудиции автора. Работа А.А. Мушты не лишена некоторых недостатков. Не достаточно обоснованы критерии отбора плакатов для контент-анализа. Также присутсвуют некоторые стилистические погрешности. Указанные недостатки не снижают уровень исследования и не влияют на высокую оценку проделанной автором работы. В своей магистерской диссертации А.А. Мушта затрагивает широкий круг вопросов, связанных с изучением не только визуального представления Востока, но в целом всей массовой визуальной культуры ранней советской эпохи, которое может вылиться в дальнейшем в полноценное монографическое исследование. Магистерская диссертация А.А. Мушты соответствует всем требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям и заслуживает положительной оценки. 20.05.2016 к.и.н., начальник экскурсионно-выставочного отдела ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина» Д.В. Соловьев