Отзыв научного руководителя о диссертации на соискание степени магистра по направлению 46.04.01 «История» студента Института истории СПбГУ Мунжукова Глеба Дамировича на тему: «Русский авангард в художественной критике журнала «Аполлон» в 1909 – 1918 годах» - Магистерская программа – ВМ.5543.2014 «История» Представленная Глебом Дамировичем работа «Русский авангард в художественной критике журнала «Аполлон» в 1909 – 1918 годах» посвящена художественной критике журнала «Аполлон», отразившего на своих страницах ее развитие в период возникновения левых течений в русском искусстве, вызвавших определенную реакцию опиравшихся на неоклассическую традицию отечественных теоретиков и историков искусства. Среди многочисленных обращений специалистов к этому источнику еще не было работы, которая бы так внимательно и последовательно проанализировала картину формирования творческих группировок раннего отечественного авангарда. Попутно, со ссылкой на определенные разделы журнала, Г. Д. Мунжуковым восстановлена летопись коллективных и персональных выставок, состоявшихся в разных городах России или за рубежом с участием художников авангарда, к которым автор работы относит представителей таких направлений, как кубизм, футуризм, супрематизм, лучизм и др., а также объединений «Бубновый валет», «Мишень», «Ослиный хвост» «Союз молодежи» (см. с. 11). При этом Г.Д. Мунжуков обращает внимание на теоретические основы неостилей, их интерпретацию и другие принципиально важные стороны деятельности авангардистов, декларируемые ими в каталогах выставок. В целом, оценивая работу, необходимо учесть, что в ней почти за десятилетие с 1909 по 1918 год актуализирован ценный материал по истории русского искусства и журналистики, который при постановке определенных задач вполне может стать основой монографии. Важной особенностью работы является то, что ее автор, обращаясь к разным по жанрам материалам журнала, воскрешает десятки имен отечественных искусствоведов и журналистов, работавших в сфере искусствоведческой проблематики. Помимо известных ныне С.К. Маковского, А.Н. Бенуа, Н.Н. Пунина, Н.С.Гумилева, Г.И. Чулкова в работе воскрешаются имена забытые и полузабытые: А.А. Ростиславова, Я.А. Тугенхольда, А.В. Грищенко, Б.В. Анрепа, В.А. Чудовского,И.М. Зданевича, Н.Э. Радлова. Эти персоналии занимают важное место в истории русской культуры. Сотрудники «Аполлона» составляют замечательную плеяду русских художественных критиков, которые вели масштабную полемику, связанную с вопросами искусства – о национальных особенностях авангарда, соотношении изобразительного искусства и фотографии, существовании «четвертого» измерения в произведениях искусства. Касались они и более частных проблем - скандальной эпатажности экспонентов из числа авангардистов (братья Бурлюки), подражания западным образцам, религиозной тематике в произведениях авангарда (Н. Гончарова) и др. При обращении к этому сложному и разнообразному материалу автор работы обнаруживает определенную эрудицию и подготовленность как к искусствоведческому анализу, так и анализу специальной литературы, что подтверждает историографическая глава диссертации. Журнал «Аполлон», несмотря на интерес специалистов к фигуре его основателя С.К. Маковского, программной эстетической платформе редакции и такому сотруднику «Аполлона», как Н.С. Гумилев, до сих пор остается малоизученным (если не считать обобщающих работ С.Я. Махониной и отдельных диссертационных) и требует к себе внимания историков культуры. Со временем его публикации стали важным и незаменимым источником сведений по истории искусства, и в этом смысле работа Г.Д. Мунжукова представляется нужной и своевременной, отличаясь своей конкретностью. Над темой магистерской диссертации под моим руководством студент начал работать осенью 2015 года и за сравнительно короткое время добился внушительных результатов, что отразилось в обоснованных выводах его исследования. Историко-генетический метод и опора на хронологический принцип помогли автору работы воссоздать картину возникновения русского авангарда, как она представлена на страницах «Аполлона», и участия художников-авангардистов в художественной жизни не только России, но и европейских стран. Все это дало возможность конкретизировать его отдельные черты, что в меньшей степени позволяет русский авангардизм связывать с неэстетическими способами воздействия на публику. Использованная источниковая база при желательном в данном случае продолжении работы может быть значительно расширена. Могут быть привлечены эпистолярные и дневниковые источники, что представляется необходимым для характеристики личности критиков, принявших участие в разработке темы на страницах «Аполлона». Желательно объединить их имена в именном аннотированном указателе, который должен стать в будущем неотъемлемой частью данного сочинения. Несомненно, что заявленная в работе тема в дальнейшем может быть продолжена на новом уровне. Автор на объемном историко-культурном материале, не страшась трудоемкости его освоения, продемонстрировал, что условный термин «авангард» на русской почве обрел свое неповторимое национальное содержание. Представленная магистерская диссертация Г.Д. Мунжукова отвечает всем требованиям, предъявляемым к исследованиям на степень магистра. Кандидат филологических наук, доцент кафедры истории западноевропейской и русской культуры Института истории СПбГУ А.А. Шелаева