Отзыв рецензента На диссертационное сочинение на соискание степени магистра По направлению 46.04.01 История Магистерская программа «История» Мальковой Марины Николаевны «Анатомические коллекции в российских музеях» Анатомические коллекции как музейные экспонаты в России – тема, взятая для диссертационного сочинения Мариной Николаевной Мальковой, достаточно оригинальна. Специфичность предмета исследования позволяет сделать работу многогранной, уделив внимание не только истории появления таких коллекций, но и поискам и отработке методик их изготовления и длительного хранения, а также различным способам экспонирования и использования для дидактических целей. Все эти направления требуют достаточно широкого владения специальной литературой. В качестве главного направления своей работы автор выбирает историю появления в России анатомических коллекций и начинает свое сочинение главой о Кунсткамере первом музее нашей страны. Самостоятельность М. Н. Мальковой в освещении избранной темы не подлежит сомнению. Она использует книги авторов, давно имеющих прекрасную репутацию (например, Т. В. Станюкович, столетие которой мы в этом году отмечаем), а также сравнительно недавно переведенные на русский язык книги нидерландских историков Л. Койманса и Й. Дриссен-ван хетт Реве, получивших одобрение у специалистов. Список литературы, сопровождающий работу диссертанта достаточно велик, но мог бы быть еще полнее. Диссертант ссылается на несколько работ, опубликованных в региональных изданиях, авторы которых не всегда имеют возможность основывать свои заключения на работе с архивными материалами, результатов чего являются неточности, перекочевавшие и в реферируемое сочинение. Это вызывает сожаление, потому что создание Кунсткамеры и формирование ее анатомических коллекций неоднократно служило темой для солидных, подкрепленных историческими документами книг и статей. Глава вторая отводится автором университетским анатомическим музеям. Автор рассказывает историю их формирования и подчеркивает главную цель и генеральную направленность на улучшение обучения студентов. Показана роль выдающихся анатомов и врачей в умножении экспонатов, которое происходило как за счет передачи тому или иному музею препаратов, сделанных их собственными руками, так и за счет дарения или оставления мемориальных вещей и книг. Приводимый список университетских анатомических музеев достаточно обширен и может быть интересен историкам медицины. Третья глава посвящена музею гигиены, основанному в нашем городе в октябре 1918 года и имевшему цель популяризацию знаний, особенно необходимых в то время. Экспозиция показывала значимость социальной и коммунальной гигиены, важность борьбы с кожными и венерическими заболеваниями. Острая необходимость в популяризации об общественной гигиене периодически возникает в неблагоприятных для страны событиях. В наше время можно считать актуальной просветительскую работу музея со школьниками и студентами. В главе 4, рассматривая современные анатомические выставки, автор главным образом уделяет внимание великолепной постоянной выставке Военно-медицинской академии «Тело человека». Она заслуживает отдельного внимания, так как сделана исключительно профессионально и дает возможность послушать экскурсии преподавателей академии. М. Н. Малькова уделила много внимания этой выставке и даже провела анкетирование среди ее посетителей. Изучение специфики восприятия посетителями предложенной экспозиции методом социально-психологической техники сбора информации всегда достаточно продуктивно. Оно весьма ценно и в данном конкретном случае, некоторое опасение вызывает лишь малочисленность наблюдений. Сочинение «Анатомические коллекции в российских музеях», выполненное Мальковой Мариной Николаевной, написано хорошим русским языком, показывает знание литературы по теме, демонстрирует заинтересованность автора и инициативу. Это самостоятельная работа, соответствующая требованиям, предъявляемым к диссертационным сочинениям, выполненным на соискание степени магистра по направлению 46.04.01 история, магистерская программа «История». Ведущий хранитель анатомических коллекций Кунсткамеры – музея антропологии и этнографии РАН А. Б. Радзюн