ОТЗЫВ ДОЦЕНТА МГУ К.И.Н. ПАВЛА ВЛАДИМИРОВИЧА КУЗЕНКОВА НА ДИССЕРТАЦИЮ НА СОИСКАНИЕ СТЕПЕНИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 46.04.01 «ИСТОРИЯ» КУЛЬТУРА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО МАЛКОВОЙ ЛИДИИ СЕРГЕЕВНЫ Русская историография, при наличии работ А.П.Лебедева, А.И.Бриллиантова, А.Рудокваса и т.д., все же не столь богата работами, посвященными специально св. равноапостольному Константину Великому. Хотя бы с этой точки зрения работа Л.С.Малковой весьма интересна и актуальна, так как она рассматривает семейное право эпохи Константина Великого. Мало найдется в истории людей, подобных Константину Великому, которые изменяли мир, и при этом - к лучшему. Равноапостольный император действительно преобразовал Римскую империю, в том числе и римскую семью. Автор достаточно подробно описывает то новое и положительное что внес св. Константин в семейную культуру - борьба с разводами, запрет детоубийства, предоставление больших прав женщине и т.д. Л.С.Малкова рассматривает брачное законодательство в историческом контексте и, в частности, в контексте политики Константина и подчеркивает неоднозначность его мер, а равно и разные источники и традиции - римскую и христианскую. Трезвой и интересной мыслью представляется наблюдение о том, что в ряде своих позиций римское и христианское брачное право не противоречат друг другу, в частности в вопросе о целомудрии невесты и верности в браке. Методология работы не вызывает сомнения: автор творчески использует традиционный источниковедческий метод, метод юридического анализа, метод религиоведческого анализа, а также культурологического анализа. Интердисциплинарность работы является дополнительным ее достоинством, равно как и самостоятельная работа с источниками в оригинале, прежде всего - латинскими. Не в качестве замечания, а в качестве пожелания хотелось бы отметить, что сама законодательная деятельность Константина Великого резко отходила от римских традиций предыдущих веков. Константин более опирался на "здравый и правый смысл", чем на предыдущую юридическую традицию, и здесь он он был революционером, и он был более практиком, чем юридическим мыслителем. Тем не менее, у него существовало свое достаточно глубокое видение права, в котором римское начало органично соединялось с христианским. Хотелось бы увидеть развитие этих наблюдений в будущих работах соискательницы. Недостатки работы минимальны, это - мелкие опечатки, например инициалы Д.И.Макарова (с.4). В целом работа оформлена правильно, производит весьма благоприятное впечатление и достойна, на наш взгляд, не только оценки "отлично", но и быть особо отмеченной. Доцент МГУ к.и.н. Кузенков П.В. 23.05.2016. ОТЗЫВ ПРОФЕССОРА ПРОТОИЕРЕЯ ВЛАДИСЛАВА ЦЫПИНА НА ДИССЕРТАЦИЮ НА СОИСКАНИЕ СТЕПЕНИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 46.04.01 «ИСТОРИЯ» КУЛЬТУРА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО МАЛКОВОЙ ЛИДИИ СЕРГЕЕВНЫ Работа Л.С.Малковой весьма важна и актуальна, поскольку посвящена семейному праву эпохи Константина Великого. Эпоха равноапостольного императора является подлинным переворотом в духовной и социальной жизни позднеримской империи, в том числе и сфере семьи. С этой точки зрения она обладает вечной актуальностью, и соответственно, и посвященные ей труды. Однако, работа Л.С.Малковой ценна и актуальна не только этим, но и своим междисциплинарным характером: автор работает как в сфере политической, так и церковной истории, свободно анализирует сложные памятники римского права и привлекает канонические источники. Методология автора выглядит безупречной. Труд Л.С. Малковой производит благоприятное впечатление своей источниковой и историографической базой. Автор привлекает практически все источники по теме и обширный круг отечественной и зарубежной историографии, базируясь на классических работах по имп. Константину - Одаля, Барнеса, Полсандера и т.д., а также по римскому и каноническому праву - Е.Липшиц, Д.Макарова, Х Оме. Следует отметить самостоятельность данной работы, которую подтверждают и данные системы "Антиплагиат". Автор достаточно трезво оценивает римские и христианские тенденции в правотворчестве Константина Великого. К римским традициям он относит большие наказания за неверность женщины, чем мужчины, что, как он совершено справедливо отмечает, расходится с Новым Заветом. Справедливо и следующее замечание автора: "В законах, ограничивающих сферы действия власти домовладыки, наделявших большими имущественными и личными возможностями женщин и детей, регулирующих аспекты обручения, заключения брака и его прекращения, запрещающих прелюбодеяния и сожительства представителей полярных социальных положений Константин во многом выступил продолжателем римской правовой мысли". Л.С. Малкова приходит к весьма важному выводу не только о синтезе христианской и римской правовой традиции, но и о ее основаниях: "В христианстве есть идеи, созвучные идеям древней римской традиции. Например, о помолвке, и отношении к ней как к прообразу брака, отстаивание положения о ее неприкосновенности. О браке как моногамном и единственном в жизни человека событии, о его святости, который не должен быть осквернен неверностью и насилием в семье, о целомудрии, о почитании старших и об иерархии в семье, о ее единстве". Если оставить в стороне некоторую неуклюжесть стиля, то трудно не согласиться с автором. В целом автор полностью раскрыл тему. Его работа написана на высоком научном уровне и заслуживает оценки "Отлично". Прот. профессор Владислав Цыпин.