Рецензия на диссертацию на соискание степени магистра К.Д. Черотченко «Представление о родительском отношении и психоэмоциональное благополучие подростков, вовлеченных в экстремальные виды спорта» Магистерское исследование К.Д. Черотченко выполнено в рамках актуальной темы – изучения психоэмоционального благополучия подростков. Хотя проблемам подросткового возраста в психологии уделено значительное внимание, она продолжает оставаться актуальной, ведь реалии современного общества не только открывают новые возможности, но и вызывают обеспокоенность, не приведут ли к негативным последствиям увлечения, связанные с риском для жизни, и чем может определяться интерес подростков к экстремальным занятиям. Данная работа, безусловно, важна как в теоретическом, так и в практическом плане. Исследования в данной области могут быть полезными в консультировании и психологической поддержке подростков-экстремалов. Автор задается целью изучить особенности психоэмоционального благополучия и представления о родительском отношении к себе у подростков-парашютистов, и с этой целью проводит сравнительный анализ трех групп: подростков-парашютистов, подростков, занимающихся неэкстремальным спортом и тех, кто увлекается художественной деятельностью. Магистерская работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений. Цели, задачи исследования, характеристика испытуемых изложены во второй главе. В литературном обзоре автором отражены основные теоретические подходы к проблемам психологического благополучия, здоровья, субъективного ощущения счастья. Изложены результаты исследований по данной проблематике. Рассмотрены предикторы психологического благополучия: семейные отношения, адаптивные копинг-стратегии и др. В целом литературный обзор объемный и логически выстроенный. Он написан на основании 55 источников, из которых 15 на английском языке. Во 2-й главе подробно описаны методы, выборка и организация исследования. В исследовании приняли участие 80 подростков в возрасте от 12 до 18 лет (36 юношей и 44 девушки). Из них парашютистов – 31, неэкстремальных спортсменов – 19, и художников – 30 человек. Методический комплекс адекватен теме и задачам исследования. Всего использовано 8 методик, одна из которых проективная и достаточно трудоемкая. Для проведения проективной методики цветовых метафор автором предложен список понятий, с учтетом специфики парашютного спорта. Это отражает высокую заинтересованность автора в исследовании. В целом, методики подобраны корректно и удачно сочетаются, благодаря чему получены важные результаты. Надежность полученных результатов обеспечивается достаточным объемом выборки, позволяющим выделить три группы подростков; сочетанием ряда тестов с проективной методикой; применением нескольких видов математического анализа. В эмпирической части по всем методикам исследования проведено изучение уровневых характеристик параметров и выполнен анализ различий изучаемых групп по статистическим критериям. Положительным моментом является то, что автор уделяет внимание детальному изучению особенностей психоэмоционального благополучия подростков трех групп, и дает характеристику каждой группы в сравнении с остальными. Автору удалось выявить специфику подростков, занимающихся парашютным спортом. В работе убедительно показано, что подростки-парашютисты отличаются более высоким уровнем психологического благополучия, самоуважения и ощущения счастья, они чаще используют конструктивные копинг-стратегии по сравнению с другими группами подростков. Кроме того, у подростков-парашютистов более позитивное восприятие родительского отношения к ним. Далее представлены результаты корреляционного анализа, они грамотно и подробно описаны; получен ряд важных результатов. В частности, в работе выявлено, что позитивный интерес матери наиболее тесно связан с высоким психоэмоциональным благополучием именно подростков-парашютистов. Автором также проведено изучение гендерных различий и показано, что они не достигают уровня значимых. Безусловной заслугой автора является факторный анализ цветовых метафор, который проведен отдельно для каждой группы подростков. Это позволило магистрантке выявить слабоосознаваемые составляющие психоэмоционального благополучия подростков и сравнить изучаемые группы. В работе представлен продуманный психологический анализ полученных результатов, что позволило автору сформулировать содержательные общие выводы, соответствующие целям и задачам исследования. В качестве замечания можно отметить следующее: В литературном обзоре хотелось бы увидеть параграф о специфике парашютного спорта и результатов психологических исследований, посвященных спортивной деятельности подростков. В целом, магистерское исследование базируется на хорошем знании теоретического материала, написано профессиональным языком, имеет перспективную практическую направленность. Магистерская диссертация соответствует всем предъявляемым требованиям и заслуживает оценки «отлично». Рецензент канд. психол. наук, доцент кафедры медико-социальной и психологической помощи ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России Н.Г. Травникова 30.05.2016 РЕЦЕНЗИЯ на диссертационную работу Черотченко К.Д. «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ ОТНОШЕНИИ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА», представленную на соискание степени магистра по направлению 030300 – Психология Диссертационная работа Черотченко К.Д. представляется интересной в плане научной и практической постановки проблемы. Сегодня вопросы, связанные с изучением детерминант благополучия, в том числе и психического здоровья личности, а также факторов-мишеней, отражающих неблагополучие детей и подростков, находятся в поле зрения разных наук: педагогики, социологии, психологии. Диссертационная работа традиционно состоит из 3 глав. В литературном обзоре достаточно полно рассмотрены вопросы психоэмоционального благополучия личности в подходах отечественных и зарубежных исследователей. Помимо литературного обзора, работа содержит описание организации и методов исследования, анализ экспериментальных данных, выводы и заключение, а также список литературы и приложения. Методики подобраны адекватно теме исследования. Впечатляет объем и сложность диагностического аппарата. В исследовании использованы сложные как для предъявления респондентам, так и для обработки и интерпретации методики. Причем, автор блестяще справился с этими задачами, что, несомненно, является неоспоримым достоинством данной работы. В исследовании участвовали 3 группы подростков: подростки, занимающиеся парашютным спортом, подростки, занимающиеся спортом, определяемым как не экстремальный, и подростки, которые спортом не занимаются, а задействованы в художественной деятельности. В целом полученные в исследовании результаты представляются интересными, не всегда неоднозначными, содержат большой потенциал для дальнейших исследований в этой области. В исследовании получены убедительные данные, что группы подростков, вовлеченных в разные виды деятельности, значимо различаются по уровню психологического благополучия. Причем, наиболее благополучными себя воспринимают подростки-экстремалы, подростки-спортсмены показывают средний уровень психоэмоционального благополучия, а наименее успешными в психоэмоциональном плане ощущают себя творческие подростки. Конечно, в рамках одного исследования сложно охватить все факторы, имеющие влияние на формирование психоэмоционального благополучия, однако полученные результаты заставляют задуматься. Возможно, немаловажную роль играет тот факт, что экстремальными видами спорта начинают заниматься в более позднем возрасте, тогда как выбор других видов спорта и творческой деятельности чаще всего происходит в более раннем возрасте с подачи родителей и по результатам тренерского тестирования на наличие специальных способностей. Получены интересные данные о связи психоэмоционального благополучия и восприятия подростками отношения к ним родителей. В каждой из исследованных групп выявлены как свои позитивные моменты детско-родительских отношений, помогающие подросткам ощущать себя более благополучными, так и специфические факторы риска, провоцируемые этими отношениями. В целом, автором проведена серьезная, глубокая и многоаспектная работа, получены важные научно-практические результаты. Пожелания автору касаются 1 главы, в которой хотелось бы увидеть описание и определение экстремальных видов спорта, а также обзор имеющихся исследований феномена субъективной удовлетворенности в области спортивной психологии. Можно отметить некоторую небрежность в оформлении списка используемых источников. В заключение еще раз хочется отметить сложность организации исследования, целеустремленность, эмоциональную включенность и профессиональную заинтересованность автора. Работа вызывает интерес, имеет перспективную практическую направленность. Полученные выводы соответствуют поставленным задачам. Соответствие требованиям, предъявляемым к диссертационной работе на соискание степени магистра, выдержано. Диссертационное исследование заслуживает оценки «отлично». к.пс.н., ст.преп. кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Данилова М. В.