Рецензия на диссертацию магистра факультета психологии СПбГУ Комиссарчук Е.Д. «Взаимосвязь родительской позиции матери и психологических особенностей ее ребенка» Диссертационное исследование Е.Д. Комиссарчук было посвящено изучению взаимосвязи родительской позиции матери и психологических особенностей ее ребенка, которые включали в себя самооценку ребенка, особенности его эмоционального интеллекта, наличие трудностей в поведении. В исследовании была предпринята попытка подойти к анализу психологических особенностей ребенка с системной точки зрения – с учетом родительских установок, а также психологических характеристик родителей, и их представлений о собственном детстве, что является несомненным достоинством работы. Работа состоит из всех необходимых частей, представлена на 92 страница, содержит 43 источника, более половины которых на иностранном языке. Автором был выполнен очень качественный литературный обзор, содержащий выводы, а также значимые обобщения для возможности определить и дифференцировать понятия «родительская установка» и «родительская позиция». Глава 2 содержит информацию о целях исследования, предмете, объекте и методах. Важно отметить, что автором использовались разнообразные и современные методы оценки детей и взрослых, таким методом является методика Т.Ахенбаха для оценки психологического функционирования взрослых и детей. В исследовании приняли участие 26 пар мать-ребенок, общее число участников исследования составило 52 человека. Трудоемкость исследования заключалось в том, что часть методов проводилось во взаимодействии отдельно с каждым ребенком. Методы математической обработки данных выбраны корректно. Третья глава работы содержит подробное описание результатов исследования, а также обсуждение и выводы. Результаты описаны научным языком, хорошо оформлены. Несмотря на то, что не все гипотезы нашли подтверждение, автором работы были получены значимые результаты, например, автор выявила, что негативные установки родителей связаны с низкой психологической адаптивностью ребенка. Также представляется важным полученный результат от взаимосвязи между положительными представлениями о детском опыте у матерей и успешной психологической адаптацией детей. Работа не имеет замечаний и может быть оценена на «отлично». к.пс.наук, доцент О.И. Пальмов Рецензия на диссертацию на соискание степени магистра психологии Комиссарчук Е.Д. «Взаимосвязь родительской позиции матери и психологических особенностей ее ребенка» Диссертационная работа Е.Д. Комиссарчук была направлена на изучение взаимосвязи родительской позиции матери и психологических особенностей ее ребенка, которые включали в себя самооценку ребенка, особенности его эмоционального интеллекта, наличие трудностей в поведении. Особенно хочется подчеркнуть практическую важность данного исследования, т.к. зачастую, психологу, работающему с детьми дошкольного возраста, для понимания природы трудностей ребенка, необходима информация о психологическом функционировании всех семейной системы, а также информация об особенностях взаимодействие в системе «мать-ребенок». Исследование Е.Д. Комиссарчук описывает как аспекты психологического функционирования детей, так и аспекты психологической адаптации их родителей (матерей). Работа состоит из 3 глав, выводов и заключения. Обзор литературы содержит полную и разнообразную информацию по теме исследования, заканчивается выводами, материал изложен грамотно и логично, что высоко характеризует аналитические способности Е.Д. Комиссарчук. В главе 2 представлены методы исследования, которые полно и широко отражают цели и задачи исследования. Методы исследования представлены опросниками для родителей, а также проективными методами для детей. В исследовании приняли участие 26 пар мать-ребенок. В третьей главе представлены результаты исследования, материал проанализирован полно и подробной. Результаты исследования соотносятся с гипотезами и задачами исследования. Автору удалось показать, что особенности психологической адаптивности (функционирования) связаны в системе «мать-ребенок», а было показано, что позитивные родительские установки также позитивно отражаются на особенностях поведения и эмоционального состояния детей. Важно отметить, что в обсуждении Е.Д. Комиссарчук упоминает об ограничениях, которые присутствуют в данном исследовании. У рецензента не возникло замечаний к данной работе. Рекомендуемая оценка – «отлично» Кандидат психологических наук, педагог-психолог ГБДОУ 41 С. Петербурга А.Ю. Пасторова