РЕЦЕНЗИЯ на диссертацию БУДИЛОВОЙ Тамары Викторовны «Образ оптимального психического состояния у успешных и неуспешных спортсменов» на соискание степени Магистра по направлению 030300 - Психология основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» Актуальность тематики работы не вызывает сомнений в связи с реально существующей проблемой осознания спортсменами благоприятных психических состояний, прежде всего, предстартовых, что является основой для их достижения, поддержания и коррекции в соревновательной деятельности. Обзор научной и научно-методической литературы охватывает 64 источника, включая авторефераты диссертаций, статьи из научных журналов и сборников. Формулировки цели и задач, объекта и предмета исследования в целом логичны и взаимосвязаны. В настоящей работе автор придерживается 7 компонентного состава образа оптимального психического состояния (ОПС) (Hanin Y.,2000), включающего аффективный, когнитивный, мотивационный, соматический, поведенческий, исполнительский (оперативный) и коммуникативный компоненты. Данная диссертация построена на применения комплекса психодиагностического инструментария, а конкретно: 1) полуструктурированного интервью и ретроспективного самоописания спортсменов; и 2) методик А.О. Прохорова «Рельеф психического состояния» и Л.В. Куликова «Профиль чувств настроения». В исследовании приняло участие 177 спортсменов (84 на первом этапе и 93 на втором этапе) возрастом от 20 до 27 лет с различным уровнем успешности, определяемом через уровень мастерства и темп прогресса: 9 спортсменов – МСМК, 12 – МС, 38 –КМС, 52 – 1 взрослый, 39 – 2 взрослый, 21 – 3 взрослый, 6 – юношеские разряды. При обработке эмпирического материала применены обоснованные качественный и количественный методы: контент-анализ в сочетании с программой QDA Miner 4 Lite и пакет методов математико-статистического анализа, включая вычисление хи-квадрата, метод средней меры, кластерный анализ, выявление взаимосвязи между типами образа оптимального соревновательного состояния спортсмена и количеством достигнутых уровней мастерства по критерию H-Краскала-Уоллеса, определение выборочных различий с использованием по непараметрическому критерию U-Манна-Уитни, вычисление корреляции показателей с помощью коэффициента r-Спирмена, а также множественный регрессионный анализ (Наследов А.Д., 2004). Выбор методов математико-статистического анализа адекватен, расчеты проведены с помощью программы SPSS. Таблицы и рисунки построены с помощью компьютерных технологий. В качестве наиболее интересных результатов исследования отмечу несколько позиций, в частности, что в образах ОПС успешных спортсменов присутствуют метафорические элементы тогда, как у неуспешных спортсменов образ (ОПС) лишен данной особенности, а также наличие частицы «не» в образах данного состояния у неуспешных спортсменов (правда, всего при участии 8 и 6 человек соответственно). Данный факт следует рассматривать как дополнительный аргумент при проведении психологической работы со спортсменами, которые привыкли думать о себе скорее в негативном ключе, т.е. фокусируются не на своих «сильных» сторонах, а на том, что нужно исправить, подкорректировать. Выводы и заключение в целом отражают решение поставленных задач, гипотеза исследования подтверждена. В рецензируемой работе ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения в целом не вызывает сомнений. Диссертация имеет рекомендуемую структуру: введение, три главы, выводы, заключение, список используемой литературы и приложений. Ее основное содержание иллюстрировано 5 таблицами и 9 рисунками. Технических и стилевых погрешностей в изложении достаточно мало, библиографические ссылки, таблицы и рисунки в целом соответствуют предъявляемым к их оформлению. Привлекательным и требующим подчеркивания в данном исследовании являются: во-первых, актуальность данной диссертации и возможность развития установленного научного знания; во-вторых, современность проанализированной литературы, а также нетипичное количество источников на английском языке – 33, что является «украшением» работы; и, в-третьих, качественный подход к обработке эмпирических данных. В качестве замечаний хотелось бы обратить внимание на следующие моменты: 1) формулировки цели задач скорее даны в процессуальном ключе, а не в результативном («изучить», а не «определить» или «выявить»); 2) применение автором местоимения «я», особенно в 1 и 2 главе работы представляется несколько некорректным (С.10, 12, 18, 45 - 47 и др.); 3) достаточно детально изложены две известные стандартизированные методики во 2 главе в сочетании с приведением их в Приложении; 4) практическая значимость в большей степени связана с перспективой последующих исследований, а не с возможностью «более обосновано подбирать методы профилактики и коррекции негативных соревновательных психических состояний» (С. 7, Введение); 5) дополнительный интервал после абзаца; и 6) отсутствие указания количества участников в рисунках и таблицах ЗАКЛЮЧЕНИЕ: диссертация БУДИЛОВОЙ Тамары Викторовны «Образ оптимального психического состояния у успешных и неуспешных спортсменов» на соискание степени Магистра по направлению 030300 - Психология основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» в целом соответствует установленным требованиям к данной академической степени, может быть допущена к защите и заслуживает достойной положительной отметки ГЭК (отлично), а ее автор - присуждения степени Магистр психологии. Рецензент: доцент каф. психологии им А.Ц. Пуни НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, к.пс.н., доцент Елена Евгеньевна Хвацкая РЕЦЕНЗИЯ на диссертацию Будиловой Тамары Викторовны «Образ оптимального психического состояния у успешных и неуспешных спортсменов» на соискание степени Магистра по направлению «Психология» основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» Работа Т.В. Будиловой поднимает, безусловно, актуальную для спортивной психологии тему, поскольку выяснение особенностей отражения оптимального соревновательного состояния является необходимым условием осмысленного подбора методов его коррекции, что непосредственно влияет на достижение спортсменом высоких результатов. Основной текст магистерской диссертации выполнен на 96 страницах и включает в себя все требуемые разделы: введение, обзор литературы, методическую часть, результаты и их обсуждение, выводы, заключение, список литературы и приложения. Содержание проиллюстрировано 5 рисунками и 9 таблицами. Методология исследования: цели, задачи, гипотезы, объект и предмет исследования грамотно сформулированы, логически взаимосвязаны и отражают заявленную тему. В теоретическом обзоре обобщены и проанализированы 64 источника, 33 из которых - на иностранном языке. Среди них имеются монографии, хрестоматии, авторефераты диссертаций, а также периодические издания. Хочется особо отметить новизну работы Тамары Викторовны, поскольку образ оптимального соревновательное состояние спортсмена до сих пор, в полной мере, не описан. Кроме того, в рамках исследования поставлена достаточно сложная задача по операционализации термина «спортивная успешность». Автором найдено обоснованное решение, а именно предложена оценка успешности через уровень мастерства и темп прогресса, что, на мой взгляд, весьма важно. Для достижения поставленной цели Т.В. Будилова использовала как стандартизованные, так и нестандартизованные методы: авторское полуструктурированное интервью, ретроспективное самоописание, методики А. О. Прохорова «Рельеф психического состояния» и Л.В. Куликова «Профиль чувств настроения». Комплексный подход обеспечивает независимую проверку результатов исследования, что является преимуществом магистерской работы. В качестве методов анализа полученных данных были использованы математико-статистические методы (критерии Хи-квадрат, кластерный анализ, множественный регрессионный анализ, критерий H-Краскала-Уоллеса, критерий U-Манна-Уитни, критерий r-Спирмена), а также контент-анализ. Выбор методов анализа соответствует целям, задачам, гипотезам и особенностям исследуемой выборки. Хочется особо отметить трудоемкость проведенной работы. С помощью контент-анализа было обработано 70 самоописаний и 14 интервью. В исследовании приняло участие 177 спортсменов (84 на первом этапе работы и 93 - на втором этапе) в возрасте от 20 до 27 лет с различным уровнем спортивной успешности: 9 спортсменов – Мастера спорта международного класса, 12 – Мастера спорта, 38 –Кандидаты в мастера спорта, 52 – 1 взрослый, 39 – 2 взрослый, 21 – 3 взрослый, 6 – юношеские разряды. Объем выборки обеспечивает надежность полученных результатов. Работа написана четко и ясно, грамотным, научным стилем. Все разделы диссертации логически взаимосвязаны. В процессе обсуждения полученные результаты достаточно глубоко проанализированы и сопоставлены с результатами других исследований. Полученные результаты могут быть рекомендованы к публикации в форме научной статьи и методических указаний для тренеров. В целом работа Тамары Викторовны Будиловой соответствует требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, допускается к защите и заслуживает отметки «отлично» и присуждения степени Магистр психологии. Рекомендую Т.В. Будилову в аспирантуру для продолжения научно-исследовательской деятельности. Рецензент: Доктор психологических наук, профессор профессор, Кафедра общей психологии СПбГУ Бызова В. М. ____________________(подпись)