ОТЗЫВ РЕЦЕНЗЕНТА на магистерскую диссертацию А.Н. Басхамджиевой «Читательские диспозиции в связи с ценностными ориентациями в ранней и средней взрослости», представленной на соискание степени магистра по направлению 030300 – Психология, основная образовательная программа «Психология развития и образования» Чтение художественной литературы и личность читателя эти проблемы не перестают интересовать психологов. Актуальность проблемы обусловлена снижением уровня читательского спроса на литературные произведения и читательской культуры в условиях сильной конкуренцией со стороны новых средств коммуникаций и развлечений. В научной психологии остаются мало изученными вопросы психологии современного читателя и чтения как особого жизненного занятия, о месте и психологическом значении чтения у взрослых людей, о связи общей и читательской направленности личности. Поэтому выбор темы автором данной магистерской диссертации представляется обоснованным и своевременным. Представленное А.Н. Басхамджиевой диссертационное исследование посвящено связям читательских характеристик с компонентами ценностно- смысловой сферы личности у взрослых людей. Полученные в исследовании результаты обладают новизной уже потому, что касаются взрослых читателей, которые не часто становятся объектом психологического исследования чтения. Интересны полученные данные о связях читательских характеристик с общими ценностными и смысловыми ориентациями личности. Заслуживает положительной оценки и то, что А.Н. Басхамджиева уместно привлекает к интерпретации полученных фактов общие теоретические представления о законах развития и структуре личности. Для этого она глубоко проанализировала не только работы по психологии чтения, но также современную и классическую научную литературу по проблеме психологии личности, ее структуре и направленности, что отражено в списке литературных источников. Эмпирическое исследование проведено на должном методическом уровне на достаточной выборке - 78 человек. Испытуемых, чей возраст относится к периоду ранней взрослости (18-25 лет) было 46 человек (М=21,7 год), средней взрослости – 32 человека (26-45 лет) (М=36,6 лет). Использованные методики соответствуют цели и задачам исследования. Методика «Опросник читателя» позволяют углубить представления о качестве чтения у современного взрослого читателя. Эта методика имеет потенциал для дальнейшего совершенствования и использования в научных целях. В третьей главе подробно раскрываются результаты эмпирического исследования, полученные с помощью адекватно подобранных методов статистического анализа. Как оказалось, существуют довольно большое количество связей между читательскими и общими характеристиками направленности личности. Это указывает на то, что читательские диспозиции и другие характеристики чтения входят в общую структуру направленности личности. Показано, что высоким значениям читательских характеристик соответствуют определенные ценностно-смысловые характеристики личности. Так у «поверхностных» читателей среди жизненных смыслов первенство имеет социальный статус. В то время как у «вдумчивых» читателей – альтруизм. Есть некоторые возрастные особенности у читателей. Так, экзистенциальная читательская диспозиция более выражена в ранней взрослости, а в средней взрослости она занимает последнее, десятое, место. В обеих группах первое и второе место занимают социализирующая и недифференцированная читательские диспозиции. Есть объяснимые различия в ценностных ориентациях личности в двух изучаемых возрастах. Для старших взрослых приоритетными становятся семейные ценности. Автор при этом отмечает, что возрастных различий в чтении между изучаемыми группами немного и объясняет это тем, что эти элементы направленности, вероятно, сложились в предыдущем возрасте и у взрослых уже стали устойчивыми. Проведенное исследование А.Н. Басхамджиевой содержит богатый эмпирический материал, актуальный для психологии взрослого читателя. Текст отличается хорошим подробностью описания и анализа, научным стилем изложения. Он хорошо структурирован, опирается на понятийный аппарат, необходимый для разработки данной темы, имеет четкие формулировки. Работа хорошо иллюстрирована схемами, диаграммами и таблицами, представляющими результаты исследования. При указанных достоинствах работы в ней есть и недостатки: 1. В теоретической части автор недостаточно полно осветил возрастные особенности взрослых, ситуации развития двух изучаемых возрастных групп. 2. Следовало бы больше раскрыть содержание каждой из качественных характеристик чтения, подтвердив тем самым их существенность для общей оценки качества чтения. Сделанные замечания не снижают ценности работы и скорее являются пожеланием в дальнейшей работе над проблемой психологии читателя и чтения. Диссертационная работа А.Н. Басхамджиевой соответствует всем необходимым требованиям, выполнена на высоком уровне и может быть оценена на “отлично”, а ее автор заслуживает присуждения степени магистра по направлению 030300 – Психология. Доктор культурологии, профессор кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ О.И.Даниленко 29.05.2016 ОТЗЫВ РЕЦЕНЗЕНТА о магистерской диссертации А. Н. Басхамджиевой «Читательские диспозиции в связи с ценностными ориентациями в ранней и средней взрослости», представленной на соискание степени магистра по направлению 030300 – Психология, основная образовательная программа «Психология развития и образования». Психология чтения художественной литературы и её связь с ценностно-смысловой сферой личности является значимой проблемой для современной психологии развития личности и образования, но при этом остается недостаточно изученной. Представленное диссертационное исследование посвящено актуальной теме – соотношения читательских диспозиций личности с ценностными ориентациями в ранней и средней взрослости, поэтому выбранную тему автором магистерской диссертации можно считать своевременной и перспективной. Автор убедительно представил объект и предмет исследования, гипотезы, цель, задачи и методы исследования, логично и адекватно согласуемые между собой. Теоретический анализ изучаемой проблемы выполнен на основе изучения достаточного массива публикаций по теме в области психологии и смежных наук (всего 78 публикаций, среди которых и на иностранных языках). Результаты этого анализа, отразившие достижения в этой области в историческом контексте, представлены в первой главе магистерской диссертации А. Н. Басхамджиевой. Уделено внимание и терминологическому анализу, поскольку проблемы психологии чтения исследуют представители разных наук, поэтому необходима терминологическая ясность. Полученный достаточно большой объём эмпирических данных обработан и проанализирован количественно и качественно в аспектах соотношения возрастной и дифференциально-психологической особенностей личности. Выявлены возрастные различия и сходство в характеристиках чтения и личностной направленности, что автор вполне убедительно интерпретирует, опираясь на теоретические представления современной психологии развития. Полученные в исследовании результаты обладают несомненной новизной, поскольку автором проведен вдумчивый и тщательный анализ особенностей взаимосвязей между читательскими диспозициями личности и ценностными ориентациями в ранней и средней взрослости. Этот анализ выполнен на основе выбранных методик, релевантных целям и задачам исследования. В магистерской диссертации А. Н. Басхамджиевой содержится богатый эмпирический материал, многоаспектно и наглядно представленный схемами, диаграммами, графами, таблицами, что делает работу весьма достоверной и аргументированной в выводах результатов исследования. Текст содержит детальное описание полученных результатов и их интерпретацию, соответствует требованиям научного стиля изложения. Диссертация логична по структуре и содержанию, все её части согласуются между собой в выбранной исследовательской стратегии, четко обозначенной. Автор диссертации делает профессионально грамотные выводы о сохранении интереса к чтению художественной литературы, несмотря на определенное снижение к этому ресурсу личностного развития, о доминирующих читательских диспозициях, о соответствии читательских характеристик определенным ценностно-смысловым характеристикам личности, входящим в направленность личности, вероятно, обусловленные развитием на предыдущих возрастных этапах. При всех достоинствах магистерской диссертации в ней есть и недостатки. 1. В теоретической части автор недостаточно полно осветил вопросы качества чтения художественной литературы по отношению к возрастным особенностям взрослых и соответствующего им круга чтения художественной литературы с акцентом на гендерные различия. 2. Не очень ясно, почему такая выборка. Следовало бы больше уделить внимания на обоснование состава выборки (неравномерность по возрастным категориям и гендерному составу). 3. Имеются огрехи в описании публикаций (например, не полностью написаны названия городов, №№ 50 и 51; не указано издательство - № 61, 68). Сделанные замечания не снижают ценности работы и скорее являются основой для дискуссии и содержат потенциал в дальнейшей работе в сфере библиопсихологии. Диссертационная работа соответствует всем необходимым требованиям, выполнена на высоком профессиональном уровне, может быть оценена на «отлично», а её автор А. Н. Басхамджиева заслуживает присуждения степени магистра по направлению 030300 – Психология. Доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного института культуры В. А. Бородина 30.05.2016.