Рецензия на квалификационную работу «Взаимосвязь представлений о детском опыте и характеристик партнерских отношений у молодых взрослых» Барышневой С.В В работе Барышневой С.В. изучалась взаимосвязь представлений о детском опыте и характеристик партнерский отношений у молодых взрослых. Название работы соответствует направлениями исследований кафедры «Психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей», изложена на 84 страницах, список литературы насчитывает 50 источника, из них 15 – на английском языке. В обзоре литературы обширно представлены теоретические подходы, рассматривающие динамку партнерских отношений, а также объясняющих различные причины специфики построения партнерских отношений. Хочется отметить, что в по данной теме в современной науке, существует значительное число исследований, однако лишь немногие из них проставлены в работе. Это является ограничением обзора литературы. Вторая глава содержит информацию о выборке, методах исследования. Методы подобраны в соответствии с целями и задачами работы, а также описана процедура исследования. В исследование приняло участие 63 человека, что является достаточным для получения корректных статистических результатов. В третьей главе представлены результаты исследования, которые описаны научным языком, содержат наглядные материалы – таблицы и графики, которые способствуют лучшему пониманию полученных результатов. Важный результат, который был получен в работе заключается в том, что различных травматических опыт и его количество, с которым респонденты столкнулись в своем детстве связан со спецификой того, как участники исследования строят свои настоящие партнерские отношения. Возможным ограничением полученных результатов может быть тот факт, что изучение представлений о детском опыте, в том числе и травматическом, а также оценка нынешних партнерских отношений происходила только с использованием опросников самоотчета. Методы, которые используют экспертную оценку представлений (например «Интервью по изучению отношений привязанности у взрослых» или иные методы) помогают дополнительную информацию о представлениях респондента. Важной частью работы является представленное автором обсуждение результатов исследования. Дипломантка приводит собственные интерпретации результатов, изредка ссылаясь лишь на одного автора, в работе которого предложены идеи, помогающие объяснить результаты исследования. Было бы полезно представить в обсуждении результатов сравнение с данными уже проведенных исследований, этого сравнения очевидно не хватает в работе. В целом, работа соответствует требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание степени магистра и может быть оценена на «отлично» К.пс.н., доцент В.Ю. Иванова Рецензия на диссертацию на соискание степени магистра «Взаимосвязь представлений о детском опыте и характеристик партнерских отношений у молодых взрослых» Барышневой С.В Диссертация Барышневой С.В. посвящена изучению взаимосвязи представлений о детском опыте и характеристик партнерский отношений у молодых взрослых. Данная тема является актуальной для исследования в связи с тем, что понимание причин затруднений в реализации партнерских и любовных отношений может позволить осуществить реализацию программ помощи, направленных на предотвращение нарушений в партнерских отношениях, в том, числе на превенцию рискованного сексуального поведения. Работа состоит из 3 глав, аннотации, выводов, заключения. В обзоре литературы по проблеме представлены как теоретические походы, описывающие причины и последствия того, как взрослые люди строят партнёрские, романтические и сексуальные отношения. Обзор включает в себя 50 источников, в том числе 15 на иностранном языке. В качестве ограничения обзора литературы можно отменить недостаточную структурированность материала: базовые теоретические концепции, например, психоаналитическая теория, кратко упомянута после концепций Э. Эриксона и Э. Фромма, т.е. в литературном обзоре недостаточно соблюден принцип организации материала «от общего к частному». Во второй главе представлены цели, задачи, гипотезы исследования, методы исследования, а также представлена информация об участниках исследования. Методы исследования включают в себя опросники самоотчета о представлениях о детском опыте, в том числе и травматическом, а также специфику восприятия участниками исследования своих партнёрских отношений. Важно отметить, что специально для данного исследования была разработана специальная анкета, которая позволила оценить такие харатеристики пратнерских отношений как: «длительность отношений», «количество сексуальных контактов с незнакомыми партнерами» и другие. В третьей главе описаны результаты исследования, которые включают в себя информацию о средних значениях, полученных по всем методикам, а также различные виды корреляционных и сравнительных анализов, позволяющих достичь целей исследования. В результате исследования было получено, что особенности стилей привязанности участников исследования имеют взаимосвязь с детским травматическим опытом, также именно с травматическим опытом были обнаружены взаимосвязи с характеристиками построения партнерских отношениях, такими как «вступление в отношениях без романтических чувств». Интересно отметить, что в данной работе практически не было обнаружено взаимосвязей исследуемых характеристик и пола участников, их образования и характеристик родительских семей. Можно выделить несколько замечаний по содержанию главы 3. Мы считаем необходим переместить подробное описание социально-демографических характеристик выборки из главы 3 в главу 2. Также, в главе 3, в том числе не упоминаются сложноорганизованные паттерны привязанности, тогда как в гипотезах присутствует упоминание данных видов привязанности. В целом, работа соответствует требованиям, предъявляемым к квалификационным работам ее можно оценить на «отлично». Кандидат психологических наук, психолог ГБДОУ 41 С.Петербурга А.Ю. Пасторова