РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию Александра Александровича Самойлова «Культурологический ресурс творчества Аркадия Драгомощенко» Диссертация Самойлова А.А. посвящена выявлению культурологической проблематики сопряженной с творчеством современного поэта Аркадия Трофимовича Драгомощенко. Тема, несомненно, актуальна. Творчество этого автора уже получило признание специалистов, но до сих пор не было исследовано с помощью культурологической методологии, не смотря на то, что в ранее существующих исследованиях зачастую подчеркивался аспект, как новаторства поэтики А.Т. Драгомощенко для современной русской культуры, так и наличия радикально-новаторских идей и концептов А.Т. Драгомощенко в области рефлексии культуры. Кроме отличия магистральной, обобщающей линии в существующих на данный момент исследованиях о А.Т. Драгомощенко другой сложностью в раскрытии заявленной темы является временная близость объекта исследования, Самойлов А.А. пишет о современных культурных представлениях в области литературы и об актуальном литературном процессе, что делает неизбежной дискуссионность сделанных им выводов. Сама по себе двухчастная структура диссертации, первая из глав которой посвящена рефлексии текстов А.Т. Драгомощенко в современной культуре, а вторая рефлексии культуры в текстах А.Т. Драгомощенко, настраивает на противопоставление, обостряет дискуссионный характер исследования. В сопоставлении этих горизонтов диссертант пытается найти проблемные для современной культуры области и проанализировать культурфилософские концепции исследуемого автора. В первой главе, анализируя массив не только научных, но и публицистических, биографических и художественных текстов, посвященных анализу биографии и творчеству А.Т. Драгомощенко, диссертант движется по пути консолидации разнородных материалов в единый корпус, выявления основных направлений интерпретации авторских литературных практик со стороны гуманитарных исследователей и литературной критики. В результате этого анализа диссертант приходит к выводу о тотальном расхождении литературных практик исследуемого автора с бытующими в культуре представлениями о природе поэтического, которым оказывается свойственна высокая степень нормативности и регламентации. Во второй главе, где объектом рассмотрения являются уже тексты самого А.Т. Драгомощенко, диссертант подробно рассматривает, как центральное противоречие с культурным контекстом, авторскую концепцию поэзии и стратегии ее реализации в поэтической практике. Основу культурной рефлексии А.Т. Драгомощенко диссертант видит в транскультурном статусе его текстов, который дает возможность для позиции отстранения, вненаходимости по отношению к культуре как к некой объективной данности, а в качестве поля, объединяющего разнородные инокультурные влияния, выступает поэзия, которая в концепции А.Т. Драгомощенко предстает как предельная интенсивность языка. В целом, уровень рассмотрения современных представлений о поэзии, а так же количество реферируемой литературы, степень глубины затронутых проблем демонстрирует способность автора к самостоятельной научной работе. Также необходимо отметить, что автор существенно ангажирован самим объектом исследования. Это влечет за собой и способность автора вовлечь читателя, заинтересовать его вопросами, поднимаемыми в работе. В то же время работа содержит и некоторые недостатки. Так, Самойлов А.А., увлеченный героем своего исследования, как само собой разумеющееся отмечает, что таковой является одним из самых читаемых русских поэтом в США (С.4). Но данное заявление не сопровождается ссылками на источники данного представления, хотя определенные примеры его популярности приводятся. Скорее, за текстом видится, что А.Т. Драгомощенко органично вошел в круг американских постмодернистов, которые активно продвигали своего единомышленника. Интересно бы было, например, в данной ситуации проследить, какого объема тиражи выходили и выходят при издании произведений русских авторов, пишущих по-английски в США (например, Бродского, Бобышева, Рыскина, Кривулина и т.д.). Опять же, увлеченность объектом исследования мешает автору продемонстрировать связь А.Т. Драгомощенко с отечественной традицией, как поэтической, так и культурологической, показать, какое влияние творчество данного автора продолжает оказывать на современные тексты. Тем не менее, не смотря на указанные недочеты, работа Самойлова А.А. является самостоятельным, целостным исследованием, выполненным на высоком профессиональном уровне и готовым к публикации, а все вышесказанное дает основания оценить предложенную работу на «отлично». Рецензент: Главный редактор ООО «Издательства «ЕВРАЗИЯ» Трофимов В.Ю.