Отзыв научного руководителя на магистерскую диссертацию Н.Ю. Трофимовой «Сравнительный анализ сохранения и музеефикации памятников архитектуры Каменного и Елагина островов Санкт-Петербурга » По направлению – 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Магистерская программа – «Визаульные технологии в музее» Актуальность работы Н.Ю.Трофимовой связана с осмыслением, сохранением, реставрацией и интерпретацией дворянской городской усадебной культуры, отражающей историко-художественные процессы национального бытия. Обозначенная тема является важнейшей проблемой современного музееведения – выявление смысловых аспектов культурно-исторического наследия для понимания способов его сохранения и музеефикации. Данная проблематика требует комплексного подхода, научно-теоретического и практического знания культурно-эстетических, духовно-нравственных и материально-технических аспектов, связанных с изучением и сохранением сакрально-мемориального пространства Санкт-Петербурга. После трагического опыта, «исторического и нравственного вандализма», антирелигиозной идеологии необходимо осмыслить духовную и материальную культуру в их единстве и сложном взаимодействии. В конечном итоге культура памяти, запечатленная в архитектурно-парковых ансамблях, отражает не только материально-технический и культурно-эстетический уровень прошедшего, но и экологическое мышление, взаимодействие потомков с предками, способность воспринимать и передать национальные коды, духовно-нравственные смыслы культуры. Название работы соответствует содержанию. Цели, задачи, объект и предмет исследования определи методологию, логику и структуру. Научно-теоретическая проблематика заключается в том, что изучение дворянских усадеб и архитектурно-ландшафтных ансамблей, российского и европейского опыта невозможно вне широкого комплекса социогуманитарных дисциплин. Генезис историко-художественных ансамблей Каменного и Елагина островов, вопросы музеефикации потребовали от Н.Ю. Трофимовой анализа историко-философских, социально-психологических, исторических, искусствоведческих, нормативно-правовых, музееведческих источников. Круг источников– 94 наименования, из них литература на иностранных языках. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе, посвященной «Генезису историко-художественных ансамблей Каменного и Елагина островов», на основе обширного историографического анализа представлен обзор культурного наследия островов с середины XVIII века до 1917 года. Для понимания задач музеефикации рассмотрены типологические характеристики, такие как личность домовладельца, его социальное положение, вклад в культуру; стилистика архитектуры, историко-функциональная трансформация здания. Во второй главе «Изменение статуса и меры по сохранению историко-культурного и природного наследия Каменного и Елагина островов в период с 1917 года по XXI век», отражающей музеефикацию исторических зданий, архитектурно-парковых ансамблей Каменного острова, анализируются процессы преобразования дворянских особняков и природных ландшафтов в контексте изменения социально-технического статуса. Проведен комплексный анализ культурного наследия двух островов, выявлена их специфика, отраженная в историко-культурном, социальном, эстетическом и юридическом аспектах. В третьей главе «Концептуальные разработки музеефикации Каменного острова в XXI веке» речь идет о способах развития и музеефикации Каменного острова, сохранении архитектурно-природного наследия и экологической атмосферы; визуализации наследия с помощью развития инфраструктуры, участия в выставках и форумах, рекреационного и туристического потенциала. Научная новизна: 1. Для понимания характера и форм музеефикации усадебной культуры, рассматриваемой как музей, в котором, по замечанию Н.Ю.Трофимовой, столетиями собирались художественные коллекции, хранились семейные архивы, был выявлен генезис историко-культурных ансамблей в соответствии с духовно-эстетическими, социально-историческими, идеологическими тенденциями, определившими образы трансформации архитектурно-художественных комплексов островов. 2. В научное поле диссертационного исследования вошли важнейшие темы музееведения – создание охранных зон, регистрация исторической местности в качестве особо охраняемой природной территории, способствующей развитию Каменного острова как культурно-туристского объекта. 3. Для понимания современных способов был проанализирован отечественный и зарубежный опыт музеефикации усадеб Н.Е. Жуковского, Н.К. Рериха, Мураново, Н.А. Ярошенко, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, Палмсе, Сагади, Вихула, музеев-заповедников «Парк Монрепо», «Михайловское». 4. Важным аспектом для сохранения культурного наследия, отражающего духовно-материальное бытие многих поколений, его сакрально-мемориальный контекст, было обращение к теме экологии культуры, позволяющего рассматривать Елагин и Каменный как важнейшую градообразующую экосистему. 5. На основании документов выявлен юридический статус усадеб Каменного острова, его специфика и современное состояние в соответствии с различными функциями и формами владения. 6. Предложены практические способы и технологии музеефикации архитектурно-ландшафтного пространства Каменного острова: инфраструктура, развитие выставочных площадок в интерьерах дачи Е.К. Гаусвальд, дачи П.Г. Ольденбургского; благоустройство и музеефикация парковой зоны; разработка пешеходных, автобусных и водных экскурсионных маршрутов. Таким образом, магистерская диссертация Н.Ю.Трофимовой представляет собой логически завершенное, самостоятельное и творческое исследование, содержащее постановку и разрешение теоретической и практической проблемы на высоком методологическом уровне. Материал изложен последовательно, орфографически и стилистически грамотно. Свидетельствует о способности автора самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы музеологии, знать и применять методы для их решения. К замечаниям можно отнести следующее: во-первых, в научном исследовании Н.Ю.Трофимовой можно существенно расширить анализ проблем и аргументаций за счет освоения интегрального подхода – выявление национальной культуры в контексте духовно-эстетических оснований; во-вторых, необходимо соотнести многоуровневые аспекты интерпретации памятников с современными российскими и зарубежными практиками музеефикации и экспонирования культурного наследия. Несмотря на высказанные замечания, магистерская диссертация Н.Ю.Трофимовой является теоретически и научно обоснованной по направлению 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», магистерской программы «Визуальные технологии в музее». Она может быть представлена к защите, и заслуживать высокой положительной оценки. Доктор культурологии, профессор 27.05.2016 кафедры музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета М.Н. Цветаева