РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу аспиранта Института истории Санкт-Петербургского государственного университета А. А. Горина «Трансформация инфраструктуры образования и науки Литвы на начальном этапе ее советизации (1940-1941 гг.)». Работа Андрей Александровича Горина представляет собой обращение к важной теме в современной отечественной и мировой историографии. В силу ряда причин, в том числе из-за отсутствия доступа к важным архивным фондам, долгое время бытовали многие геополитические мифы по теме присоединения Балтийских государств к СССР в 1939-1941 гг. В своей работе А. А. Горин предлагает попытку взвешенного анализа в данном случае конкретного сегмента общественно-государственного устройства Литвы на начальном этапе ее советизации. Рассматриваются вопросы изменений в сфере образования и науки. Автор стремится привлечь внимание не только к общей постановке проблемы и не остается в сферах общеполитических (чему посвящено большинство работ, исследующих данные темы в широком смысле). В данной работе предложены важные характеристики, позволяющие существенно уточнить и наполнить большим содержанием такие дискуссионные определения как «советизация», «оккупация и оккупационный режим» и др. Это чрезвычайно актуально, так как обнаруживается существенная разница в использовании различных терминов в тогдашнем публичном дискурсе, в советской агитации и пропаганде, в советской исторической науке и в современном словоупотреблении. Отчасти некоторые противоречивые интерпретации этих понятий А. А. Горин пытается снять в своей работе. При относительно небольшом объеме данной работы представляется значимым ее источниковое и литературное обеспечение. Автор вводит в научный оборот материалы, ранее неизвестные отечественным специалистам, за счет обращения к литовским архивам, материалам личного происхождения, новым документальным публикациям. Тем самым А. А. Горин демонстрирует навыки научной, исследовательской работы, умение обобщать и анализировать конкретный материал в интересах выявления его значимости и в перспективе стоящих актуальных вопросов, при этом самостоятельно формулируя поисковые цели, задачи, и успешно работая по из достижению. Важным обстоятельством, применительно к данной работе, является обращение к вопросам гуманитарной проблематики на начальном этапе советизации Литвы. В современной историографии известно множество работ по этим вопросам. Однако основная часть отечественных исследований посвящена в основном преимущественно военной, дипломатической и общеполитической составляющей этого вопроса. В работе же А. А. Горина исследуются те трансформации, которые произошли в области школьного и высшего образования, в содержании учебных программ и учебников, в доступе различных социальных групп к получению высшего образования на базе решений и мероприятий по их реализации, принятых высшими органами ВКП(б) и ЛКП(б), СНК ЛССР. При указанных достоинствах, работа не лишена некоторых недостатков, из которых следует указать на некоторый недостаток общей характеристики положения дел в рассматриваемой сфере на момент начала преобразований. Также можно рекомендовать предоставить более детальную характеристику использованных архивных фондов. Наконец, хотелось бы видеть панораму общественных реакций на происходившие изменения. Указанные замечание не снижают ценности рецензированной работы. Рецензент: профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала ФГБОУВО «Российский государсвенный университет правосудия», доктор исторических наук, профессор В. А. Журавлев « 17 » июня 2016 г.