Рецензия на выпускную квалификационную работу «Образ электрического света как отражение советской идеологии в лаковой миниатюре Палеха» Дмитрия Евгеньевича Лаврова, обучающегося Санкт-Петербургского государственного университета по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности научных работников 17.00.09 «Теория и история искусства» Актуальность темы. Избранная Д.Е. Лавровым тема изучения агитационных форм в русской лаковой миниатюре советского периода является малоизученной в советском, а также современном российском и зарубежном искусствознании. Выпускная квалификационная работа Д.Е. Лаврова «Образ электрического света как отражение советской идеологии в лаковой миниатюре Палеха» посвящена вполне значимой для избранной им области изучения проблеме воплощения художественного образа электрического, “рукотворного” света в палехской миниатюре с агитационной темой. Д.Е. Лавров сопоставляет различные высказывания о божественной роли света в древнерусской иконописи и рассматриваемых им произведениях палехской миниатюры советского периода, анализирует произведения палехских художников из государственных музеев и частных отечественных собраний, находит интересные связи между сохранившимися традициями древнерусской иконописи и идеологическими представлениями советского строя о своем собственном будущем. Оценка научной новизны. Выпускную квалификационную работу Д.Е. Лаврова «Образ электрического света как отражение советской идеологии в лаковой миниатюре Палеха» можно характеризовать как оригинальное, научно обоснованное исследование, имеющее основания обеспечить решение важных теоретических задач в области исследования советского агитационного искусства. Несмотря на то, что сравнение палехской лаковой миниатюры и традиционной русской иконописи уже проводились, исследование агитационных политических форм в русских лаках, и тем более воздействия иконописи на их становление и развитие в советский период было делом практически невозможным: во-первых, в силу идеологических причин, во-вторых, в силу малой доступности самих памятников, в большинстве уходивших на экспорт либо оседавших в музейных фондах и частных коллекциях. Оригинальный ракурс, предложенный автором выпускной квалификационной работы, представляется весьма интересным и новаторским. В вводной части квалификационной работы имеется глубокое теоретическое обоснование авторского подхода к интерпретации феномена света в палехской миниатюре. Выводы автора представляются вполне обоснованными. Немаловажна современная позиция автора в оценке агитационных образов в советской лаковой миниатюре. Выпускная квалификационная работа Д.Е. Лаврова существенно дополняет имеющийся на сегодня корпус литературы по данному вопросу, имеет развернутую, логичную структуру и отражает всесторонний и комплексный авторский подход к теме политической агитации в советских лаковых промыслах. Исследование Д.Е. Лаврова будет полезно не только историкам искусства, но и культурологам, специалистам музейного дела и коллекционерам. Выпускная квалификационная работа обучающегося СПбГУ Дмитрия Евгеньевича Лаврова «Образ электрического света как отражение советской идеологии в лаковой миниатюре Палеха» полностью соответствует специальности 17.00.09 – Теория и история искусства. Елена Валентиновна Старинкова Кандидат культурологии, хранитель фонда декоративно-прикладного искусства Всероссийского музея А.С. Пушкина 191186, Санкт-Петербург, наб.р. Мойки, д. 12, тел.служ.: 314-79-75, e-mail: estarin@mail.ru