Герасимова Мария Владимировна работала над темой ВКР «Особенности учебной мотивации подростков группы социального риска» в течение трех лет, начиная со 2 курса. Выбор сферы исследования (психологии образования), области исследования (психолого-педагогические условия сопровождения группы социального риска), в которой разворачивалось дальнейшее исследование, обозначение спектра проблем Мария Владимировна осуществила самостоятельно, проявив инициативность и твердое понимание социальной значимости выбранной проблематики. Формулировку темы Мария Владимировна корректировала совместно с научным руководителем. На первоначальном этапе Мария Владимировна продемонстрировала потребность и способность ориентироваться на современный уровень науки и практики при планировании дизайна исследования На протяжении всех лет проводимого исследования Мария Владимировна была увлечена изучаемой проблемой, все в большей степени расширяя ее разные аспекты. Это проявлялось в желании и активном участии в смежных проектах, проводимых на базах практики и на базах исследования. Также Мария Владимировна самостоятельно и по собственной инициативе общалась на профессиональные темы с психологами, работающими с группой риска для уточнения трудных профессиональных вопросов. В процессе выполнения работы Мария Владимировна проявила следующие профессиональные качества:  Способность к самоорганизации, умение войти в профессиональный режим, согласно функционалу педагога-психолога, способность совладать со стрессовыми ситуациями; Социальная компетентность: готовность и способность взаимодействовать с другими людьми (детьми и взрослыми) в ходе реализации профессиональных задач;  Способность к ведению профессиональной деятельности (диагностика, консультирование, интервьюирование) в соответствие с правовыми, этическими и профессиональными нормами;  Готовность к саморазвитию и профессиональному совершенствованию. В процессе формирования необходимых профессиональных компетенций Мария Владимировна проявила настойчивость и целеустремленность. Эти качества выразились в:  Готовности инициировать психологическое исследование и микроисследований внутри него;  Готовности использовать знание современных достижений науки и образования при решении профессиональных задач  Способности к самостоятельному освоению методов, необходимых для решения выявленных проблем; Уровень общей теоретической и практической подготовки обучающегося к самостоятельной научной и практической деятельности высокий. Мария Владимировна показала, что:  умеет разрабатывать дизайн психологического исследования;  умеет применять психологические методы индивидуальной и групповой диагностики для решения научных и профессиональных задач;  формулировать идеи для психологических исследований, формулировать проблему и гипотезы, генерировать теоретический контекст для конкретных психологических исследований; В процессе выполнения ВКР Мария Владимировна проявила ряд профессионально важных качеств и компетенций:  Готовность к информационно-аналитической деятельности: формирование баз данных, использование методов математико-статистического анализа, процессуальные умения;  Способность формулировать на основе информационно-аналитической деятельности выводы, прямо и косвенно содержащиеся в источниках и полученных данных;  Владение приемами анализа и оценки данных психологического исследования, интерпретации результатов исследования;  Активность при взаимодействии с профессиональными сообществами (педагогический коллектив ЦППМСП Калининского р-на, РМО и ГМО педагогов-психологов, ГМО педагогов-психологов детских домов и школ-интернатов);  Способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень. На этапе внедрения полученных результатов исследования Мария Владимировна следующих форм была участником диссеминации опыта: - Конференция «Психология XXI века», 2016, выступление по результатам структурированного интервью - Педсовет в ЦППМПС по результатам диагностики, 2017 - Городской семинар-совещание проблемам профилактики, 2018 Трудности, возникающие в процессе выполнения ВКР, не имели системного или блокирующего характера. Они касались: - проблем выбора вариантов математической обработки; -сложностей интерпретации полученных промежуточных данных; - принятия решений в ситуациях, в которых приходилось вносить коррективы в дизайн и ход исследования, в первую очередь, формирования новых выборок: Все трудности разрешались своевременно, в сотрудничестве с научным руководителем Результаты работы, проведенной Герасимовой Марией Владимировной имеют большую значимость для системы образования Калининского района. Они будут представлены администрации района, на базе которого проводилось исследование для формирования на их основе адресных мер по организации психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений, реализующих программы для подростков группы социального риска. По своим личностным и профессиональным качествам Мария Владимировна имеет все возможности для продолжения обучения в магистратуре. Научный руководитель, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии канд.пед.наук, Думчева Алла Германовна