Рецензия на выпускную квалификационную работу Герасимовой Марии Владимировны «ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА» Выпускная квалификационная работа Герасимовой М.В. представляется интересной и актуальной. Актуальность работы обеспечивается необходимостью исследования мотивационной составляющей в процессе основной учебной деятельности в подростковом возрасте, так как именно мотивация является движущей силой достижений в разных сферах человеческой жизни и деятельности и во многом определяет формирование, становление и развитие личности. К тому же исследование касается наиболее уязвимой части подростковой выборки - подростков группы социального риска. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут послужить основой для разработки профессиональных психолого-педагогических программ, отвечающим потребности современного общества и, в частности школы, в создании здоровой, содержательной и безопасной социально-образовательной среды, что напрямую касается подрастающего поколения. План выпускной работы хорошо продуман и логически структурирован. Работа состоит из введения, трех глав, подробно освещающих основные направления исследования, заключения, списка литературы, приложений. В литературном обзоре дается достаточно полный анализ теорий мотивации, феномена «группа социального риска» и конкретных понятий, касающихся учебной мотивации непосредственно подростков группы социального риска. Хочется отметить наличие выводов по 1 главе, которые ориентируют, на какие базовые теоретические понятия и определения будет опираться автор в своем эмпирическом исследовании и интерпретации полученных результатов. Во второй главе дается подробное описание организации, процедуры исследования, выборки испытуемых, методов диагностики и обработки данных. Методическая часть адекватна теме и задачам исследования и позволяет получить интересные результаты. Третья глава посвящена анализу эмпирических данных. В результате глубокого и подробного анализа, выявлены основные зоны внимания и одновременно мишени для психолого-педагогической работы с подростками группы риска: слабая сформированность, недифференцированность и в целом неустойчивость учебной мотивации, а также отсутствие понимания важности обучения и образования для своего будущего. Автор показывает очевидную необходимость прежде всего: - формирования у этих подростков знаний и навыков планирования, целеполагания, постановки целей и задач по их достижению; - проявления особого внимания к их успехам и достижениям; - организация психолого-педагогических мероприятий, обращенных к семье, родителям или лицам их замещающим, способствующих восстановлению или созданию условий их позитивных взаимодействий со своими детьми. В работе получены и другие значимые результаты, однако рамки рецензии не позволяют отметить их в полной мере, какой они действительно достойны. Следует отметить сложность качественного и количественного анализа выбранных психодиагностических методов, с которым Мария Владимировна справилась блестяще. Выводы логичны, соответствуют задачам. Замечаний по работе нет. Пожелания автору касаются некоторых формальных моментов, так, например, постоянное употребление сокращений и аббревиатур, несмотря на имеющуюся где-то в тексте расшифровку, несколько затрудняют восприятие материала, и так достаточно сложного. Однако, высказанные пожелания не сказываются на качестве работы и скорее носят субъективный характер. В целом, материал исследования актуален, представлен хорошим языком, отражает компетентность профессионализм и заинтересованность автора и соответствует заявленной теме. Читать работу очень интересно. Полученные результаты имеют теоретическую и практическую значимость. Работа соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам и заслуживает оценки «отлично». Ст.преп. кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, к.пс.н. Данилова М. В.