Рецензия на выпускную квалификационную работу Заварзиной Дарьи Алексеевны: «ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ К ПРОБЛЕМЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ» Выпускная квалификационная работа Заварзиной Д.А. представляется весьма актуальной. Актуальность работы обеспечивается одновременно двумя факторами: 1) особенностями современного момента в сфере безопасности глобальном плане, 2) необходимостью предпринимать меры по обеспечению информационно-психологической безопасности в системе образования. С этими объективными факторами одновременно связана и сложность затронутой в работе темы, в первую очередь, неразработанность проблемы в теоретическом и практическом для системы образования ключе, с учетом новейших вызовов времени. В связи с этим одним из достоинств выполненной работы можно считать разработку и реализацию оригинального дизайна исследования, в котором теоретическому моделированию и уточнению психологически значимых составляющих категории «информационно-психологическая безопасность» уделено достаточно места. Теоретическая значимость работы состоит возможности создания комплекса новых исследований в области информационно-психологической безопасности образовательной среды. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут послужить основой для реализации следующих проектов: 1) разработки системы критериев информационно-психологической безопасности образовательной среды, 2) создания программ психолого-педагогического обеспечения в системе комплексного сопровождения образовательного процесса, 3) системы подготовки кадров в этом вопросе. Работа состоит из введения, трех глав, подробно освещающих основные направления исследования, заключения, списка литературы, приложений. В литературном обзоре автор демонстрирует широту презентации исследуемой проблемы: в социокультурном, педагогическом, психологическом аспектах. Также автор работы представляет палитру базовых понятий, которые фигурируют в научной литературе, показывая их место и значимость для определения категории «информационно-психологическая безопасность». Результаты проведенного анализа нашли отражение в выводах по 1 главе. Во второй главе дается подробное описание организации, процедуры исследования, выборки испытуемых, методов диагностики и подходов к интерпретации данных. Несмотря на не совсем традиционный подход к организации исследования, представленный его вариант адекватен теме и задачам исследования. Третья глава посвящена анализу эмпирических данных. В этом разделе обращают на себя внимание 2 части: 1) результаты контент-анализа научных источников и промежуточные выводы после его описания, 2) результаты, полученные на выборке педагогических коллективов. Из них обращают на себя внимание следующие: - особенности ценностного сознания педагогических коллективов к современным угрозам; - типы распределенной ответственности как категория отношений; - приоритеты профессиональной мотивации. Эти и другие результаты данного исследования дают весьма информативное представление о профессиональной готовности педагога работать с проблемой обеспечения информационно-психологической безопасности средствами образовательной среды. К замечаниям работы можно отнести некоторую перегруженность текста сокращениями, а также рядом таблиц математико-статистического анализа, которые можно было бы вынести в приложение. Данные замечания не снижают значимость работы. Работа, выполненная Заварзиной Дарьей Алексеевной, соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, а ее автор заслуживает оценки «отлично». Доктор психол. наук., профессор кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ Шингаев Сергей Михайлович