Отзыв научного руководителя на дипломную работу студентки 5 курса Кафедры японоведения, профиль: «История Японии» Завьяловой Екатерины «Восприятие сверхъестественного в истории японской культуры» Дипломная работа Е.Завьяловой явилась обобщением результатов исследований прошлых лет. Курсовая работа, написанная студенткой за время обучения на 3 курсе «Истоки наиболее известных образов ёкай и юрэй, основанных на реальных исторических персоналиях, и их роль в современном японском обществе» изобиловала реферативным описанием видов японской нечисти ёкай и юрэй, однако в работе многие вопросы происхождения и бытования, а также причины стойкой популярности нечисти в японской культуре оставались открытыми. В дипломной работе было решено обобщить результаты прошлых исследований, проанализировать основные причины жизнеспособности суеверий и представителей потустороннего мира в японской культуре и менталитете японского народа в целом. Данное дипломное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. В Главе 1 «Восприятие сверхъестественного в классической истории японской культуры (Дзёмон – Эдо)» и далее по пунктам дан краткий обзор основных явлений в японском анимизме, суевериях и представлениях о сверхъестественном, которые возникали с глубокой древности вплоть до эпохи Эдо. Екатерина грамотно выявляет наиболее значимые перемены в восприятии японцами необычайного, в отличие от предыдущих работ, не увлекаясь описанием и перечислением, а проводя культурологический анализ. В Главе 2 «Восприятие сверхъестественного в современной истории японской культуры (Мэйдзи – современность)» нашли отражение письменные материалы эпохи Сёва – газеты нисики-э, которые аккумулировали на своих страницах мир юрэй и ёкай, несмотря на стремление и успешные попытки Японии вписаться в западную картину мира. Студентка показывает, как мир потустороннего продолжал обитать среду японцев Нового времени, не желая сдавать свои позиции и уступать место элементам европейской цивилизации. Обе главы показывают не только развитие и разнообразие образов потустороннего мира, но и неиссякаемый интерес к нему японцев, смешанный со страхом, зависимость и одновременное желание погружения в эту тему, наслаждения и продолжения не только традиций устного нарратива, но и отображения в предметах изобразительного искусства. Отдельного внимания заслуживает параграф 2.2. «Период Хэйсэй: сверхъестественное в литературе и городских легендах», в котором рассматриваются наиболее популярные и живучие городские легенды, нашедшие отражение как в художественной литературе, манга, так и в японском кинематографе. В Главе 3 сделана попытка обобщить результаты исследования и провести анализ понятиям страха перед сверхъестественным в менталитете японского народа. Из данной главы вытекает вывод о том, что богатые многовековые представления о потустороннем мире, мире духов и нечисти, заложены в культурном коде японского народа. Это свойство присуще японцам, оно может видоизменяться, но избавиться от заложенного в глубокой древности анимизмом менталитета кажется невозможным. Говоря о достоинствах работы Екатерины, я, как научный руководитель данной работы, хотела бы отметить огромную заинтересованность студентки в избранной теме, умелую работу с источниками и подбором исследовательской литературы по данному вопросу. Список литературы на русском, английском и японском языках обширен. Использование Интернет-ресурсов в таком количестве, возможно, не поощряется, но является неотъемлемой частью новейших научных исследований в силу своей доступности и широты. На мой взгляд, основная цель работы – провести анализ бытования представлений о сверхъестественном в японской культуре – достигнута. Е.Завьялова сумела самостоятельно дать правильную оценку плодам японского анимизма от древности до современности, показать разнообразные тенденции развития страха и суеверий среди японского народа. К минусам работы можно отнести малое количество основных письменных источников на классическом японском языке, которые могли бы стать основой и изюминкой подобной работы, но, на мой взгляд, судя по заинтересованности Екатерины в теме сверхъестественного в японской культуре, изучение первоисточников – дело будущего. Не считая некоторого процента тавтологии, работа написана хорошим русским языком, стиль научной работы соблюден, техническое оформление работы на хорошем уровне. Данная дипломная работа написана полностью самостоятельно, студентка всегда была в поле зрения научного руководителя, брала консультации, сообщала о возникавших трудностях, что, на мой взгляд, свидетельствует о большой заинтересованности в изучаемой теме и желании написать хорошую работу. Как научный руководитель Екатерины Завьяловой, я оцениваю ее дипломную работу на оценку «отлично». 31.05.2018 К.и.н., ст.преподаватель кафедры ЦАиК СПБГУ Диана Кикнадзе