ОТЗЫВ научного руководителя доцента кафедры мировой политики СПбГУ кандидата политических наук Немчиновой Тамары Сергеевны о выпускной квалификационной работе обучающегося 4 курса основной образовательной программы БАКАЛАВРИАТА СПбГУ по направлению «Международные отношения» Чжэн Цянь на тему: «Внутренние предпосылки международной конкурентоспособности системы высшего образования Китайской Народной Республики» 1. Оценка качества работы: № п. п. Критерии оценки (проверяемые компетенции) Баллы оценки: • отлично (5) • хорошо (4) • удовлетворительно (3) • неудовлетворительно (2) Комментарии к оценке 1. Актуальность проблематики (ОКБ-3, ПК-19, ПК-24) 5 Система высшего образования КНР показывает высокие темпы развития, поэтому требуется осмысление опыта. 2. Корректность постановки цели, взаимосвязанность цели и задач (ОКБ-5, ПК-19, ПК-24) 5 3. Степень разработанности источниковой базы и качество критики источников (АОМ: ПК-17; АМ: ОКМ- 24; ПОМ: ОКМ-18, ПК-13) 4 К сожалению, разбор скорее носит описательный характер, чем аналитический 4. Полнота и разнообразие списка использованной литературы (АОМ: ПК-17; АМ: ОКМ- 24; ПОМ: ОКМ-18, ПК-13) 5 Список источников и литературы достаточно разнообразный, автор использует, как китайские, российские, так и источники и литературу на английском языке. Однако существует целый пласт уже академической литературы Гарвардской школы, Международного Центра исследования высшего образования, но Чжэн Цянь их об эту литературу оставляет без внимания 5. Соответствие методов исследования поставленной цели и задачам (ОКБ-6, ПК-27) (факультативно) 4 Теоретическая составляющая исследования основывается на системном подходе, образовательная политика КНР автором на нескольких уровнях: как понятие философское (конфуцианская концепция), как управленческая модель на международном уровне, на уровне государства как исследование национальной модели. При исследовании национальной модели использован цивилизационный подход, благодаря которому рассматривалось развитие высшего образования с учетом менталитета и особенностей государств. 6. Соответствие результатов ВКР поставленной цели и задачам (ОКБ-5, ПК-19, ПК-21, ПК-24) 5 Цель исследования достигнута с помощью поставленных задач 7. Качество оформления текста (ОКБ-1, ПК-19, ПК-21) 4 8. Ответственность и основательность студента в период работы над ВКР (ОКБ-5, ПК-19, ПК-21, ПК-24) 5 Чжэн Цянь на протяжении всего периода обучения в СПбГУ планомерно занималась темой китайского образования, начиная с мягкой силы и уже в ВКР комплексно подошла к теме высшего образования Средняя оценка: 5 Заключение/рекомендации членам ГЭК: Выпускная квалификационная работа – это полноценно самостоятельное научное исследование, посвященное актуальной и интересной теме. Особо хочется отметить детальную проработку конкурентных преимуществ китайского высшего образования, основанную на богатом статистическом материале. В работе автор пытается объективно оценить потенциал современного высшего образования Китайской народной Республики, отмечены его сильные и слабые стороны. Проделана огромная работа, но есть некоторая увлечённость конфуцианской концепцией, заключение не прописано, работа несколько не доведена до логического завершения, но сама идея интересна и ещё не разработана в литературе по международным отношениям, то есть совершенно очевидна новизна. Основные замечания касаются работы с источниками и литературы и оформления. Тем не менее, несмотря на замечания, выпускная квалификационная работа Чжэн Цянь выполнена на хорошем уровне, она производит благоприятное впечатление, соответствует требованиям, предъявляемым ВКР и заслуживает высокой положительной оценки. 2. Рекомендованная оценка: Отлично «6» июня 2017 доцент кафедры мировой политики СПбГУ, кандидат политических наук Т.С. Немчинова