РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Алены Кудлаевой по теме «Русские порядковые числительные пятый и десятый: функционально-семантическое разнообразие в устной и письменной речи» Исследование Алены Кудлаевой «Русские порядковые числительные пятый и десятый: функционально-семантическое разнообразие в устной и письменной речи» выполнено на актуальном корпусном материале (основной и устный подкорпус Национального корпуса русского языка, блоки «Один речевой день» и «Сбалансированная аннотированная текстотека» Звукового корпуса русского языка). Содержание ВКР соответствует заявленной теме и раскрывает ее весьма подробно. Учитывая, что по промежуточным результатам исследования автором было опубликовано 8 научных статей, а также принято участие в 9 научных конференциях, можно говорить о том, что работа над темой велась автором планомерно и тщательно. Целью работы был анализ функционирования единиц пятый и десятый (во всех формах) в устной и письменной речи и сопоставление полученных результатов. Для достижения цели А. Кудлаева поставила ряд задач и успешно провела самостоятельную исследовательскую работу. Было проанализировано более 4000 примеров из различных корпусов. В работе использованы сравнительный, описательный, квантитативный и метод дискурсивного анализа. Стоит также отметить, что для проверки одной из гипотез автором был составлен и проведен электронный опрос экспертов-филологов (с. 49), что указывает, кроме прочего, на владение автором современными технологическими средствами лингвистических исследований. Работа имеет четкую и логичную структуру – введение, теоретическая часть (главы 1 и 2), практическая часть (главы 3-5), заключение, списки использованных в работе сокращений, научной литературы и источников. Для удобства и наглядности выводов данные часто представлены в виде различных графиков, диаграмм и схем. Список использованной литературы состоит из 110 наименований, из которых 8 – на английском языке. Автор обращается как к ставшими классикой научным работам, так и к результатам современных лингвистических исследований. В первой главе описываются теоретические основы изучения устной спонтанной речи. А. Кудлаева рассуждает о противопоставлении устной и письменной речи, об основных особенностях устной речи на уровне фонетики, морфологии, лексики и др. Здесь же отдельно отмечается важность процесса прагматикализации для устной речи и автор останавливается на термине «прагматема» и изучении дискурса и дискурсивных маркеров как таковых, объясняя их значимость для своей работы. Вторая глава посвящена имени числительному – как части речи в общем и конкретно исследуемым в работе единицам пятый и десятый. Пожалуй, несколько избыточным выглядит раздел 2.2 о «магии чисел», где автор рассуждает о «появлении у русских числительных нестандартных значений и/или функций» (с. 25). Утверждается также, что «архаичные представления о числе продолжают жить и в современной традиции» (с. 32) – на основании двух примеров из Бродского и одного – из Достоевского. Разделы 2.3 и 2.4, вероятно, имело бы смысл объединить в один, так как в них рассматриваются элементы языка, которые и далее обсуждаются вместе как прагматема. Главы 3-5 посвящены собственно исследованию. Глава 3 содержит описание материала и методики исследования и рассматривает пятое-десятое, пятое и десятое как маркеры-аппроксиматоры в русской устной речи – маркеры нечеткой, приблизительной номинации. Автор находит интересные примеры, в которых у пятого и десятого наблюдается полное или почти полное исчезновение основного лексического значения (с. 44), и рассуждает о форме и значении данного выражения. В главе 4 анализируется использование описанных прагматем в различных сферах функционирования устной речи. Одной из основных целей работы указан «обзор литературы по темам», в частности, «психолингвистики и социолингвистики» (с. 5), который произведен в данной главе и производит несколько обрывочное впечатление. Например, представляется, что в обзоре социолингвистической литературы не хватает таких основополагающих работ, как, например, Tannen D. You just don’t understand. Women and men in conversation. N. Y., 1990; Земская Е. А., Китайгородская М. А., Розанова Н. Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании / Под ред. Е. А. Земской и Д. Н. Шмелева. М., 1993. С. 90–136; Гендерный фактор в языке и коммуникации: Сб. науч. тр. МГЛУ. Вып. 446. М., 1999; Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999; многочисленных трудов И. А. Стернина, и др. В главе 5 автор рассматривает употребление маркеров-аппроксиматоров пятое-десятое в письменной речи (как правило, это тексты статей, рецензий и художественная литература), а также проводит сопоставление между их функционированием в письменной и устной речи. Любопытно наблюдение автора, что в материал исследования попало 5 словоупотреблений из интернет-форумов, где «наблюдается особенно высокая ориентация письменной речи на устную» (с. 68); вероятно, в дальнейшем область исследования прагматем в спонтанной письменной речи можно было бы расширить как раз за счет данных онлайн-коммуникации, которая, безусловно, сейчас является особенно популярной. В заключении автор формулирует 13 выводов, которые соответствуют содержанию работы; хочется отметить пп. 2-5, представляющие особенную ценность для изучения прагматики русской речи. Представляется, что в той или иной степени автором решены все поставленные во введении задачи, за исключением «создания проекта статей на исследуемые единицы в потенциальных словарях разговорной речи» - впрочем, очевидно, что представленный в исследовании материал может служить для этого хорошей основой. Несмотря на высказанные замечания, подтверждаю, что работа А. Кудлаевой «Русские порядковые числительные пятый и десятый: функционально-семантическое разнообразие в устной и письменной речи» выполнена на достойном уровне и заслуживает высокой оценки. «__06»___июня___ 2018 г. __________________ ___Баева Е.М.____ Подпись ФИО