Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу обучающегося в СПбГУ Дмитриевой Д.Ю. на тему: «Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ)» по направлению подготовки 37.03.01 – Психология Выпускная квалификационная работа Д.Ю. Дмитриевой посвящена изучению задач развития, мотивации, образа Я и симптомов кризиса у подростков. Основной целью исследования является изучение соотношения задач развития с проявлениями подросткового кризиса. Несмотря на давний интерес к изучению проблем подросткового возраста, взаимосвязи задач развития, которые ставят перед собой сами подростки и кризисной симптоматики относятся к неизученному полю. Дария Юрьевна самостоятельно выбрала данное направление исследований, проявила высокую увлеченность и заинтересованность темой, работала последовательно на протяжении обучения. Хотелось бы отметить, что Дарья Юрьевна довольно серьезно подошла к дизайну исследования, долго набирала респондентов, чтобы уравнять выборки по разным параметрам. В результате ее выборка составила 195 подростков. В методическом плане ей принадлежит разработка анкеты для выявления задач развития подростков. Д.Ю. Дмитриева показала высокую трудоспособность – ей проанализирован материал по факторам возраста, пола и образовательной среды, сделано сопоставление взаимосвязей задач развития с кризисными проявлениями в 4 микровозрастных группах. В результате ей получены интересные данные на тему того, какие задачи в наибольшей степени взаимосвязаны с кризисными проявлениями в разные возрастные периоды. Показано, что подростковый кризис наиболее выражен в 6 классе, и именно в этот период структура взаимосвязей наиболее интегрирована. Данные исследования можно использовать как для теории психологии развития, так и для психолого-педагогического сопровождения подростков. Проверка текста ВКР в системе Blackboard на предмет заимствований обнаружила 17% совпадений с внешними источниками. Содержательный анализ этих совпадений показал, что большинство из них связано с техническими моментами (устойчивые словосочетания, список литературы, бланки методик в Приложении), остальные пересечения касаются описания методов в главе 2 и корректного цитирования других источников. Высоко оцениваю работу Д.Ю. Дмитриевой, считаю, что она овладела всеми необходимыми компетенциями в процессе обучения и заслуживает присуждения ей степени бакалавра. Канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ Василенко В.Е. 19.05.2018