РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Абдрафиковой Карины по теме «Окказиональные образование в лингвистических сказках для детей Л. Петрушевской и Г. Остера» Тема работы Карины Абдрафиковой сразу привлекает внимание, во-первых, объектом исследования (окказиональные лексемы), во-вторых, многоплановым и сложным материалом, которым являются лингвистические сказки Л. Петрушевской и задачи Г. Остера. Наблюдения за развитием лексики современного русского языка и выявление системных тенденций в окказиональных образованиях не только позволяет проследить за авторскими способами смыслообразования, но и предоставляют материал для практики преподавания русской грамматики, а также для создания методов развития речи у детей. Кроме того, обращение к анализу окказиональной лексики ставит перед исследователем задачу адекватной верификации своих предположений. Автор данной работы решает эту задачу путем проведения эксперимента в группе школьников 4 класса, находящихся в процессе освоения нормативной грамматики. Процесс подготовки эксперимента и обработка результатов проведена с помощью психолингвистической электронной программы ВААЛ-мини, таким образом, в работе представлено применение в лингвистическом анализе современных информационных технологий. Все это определяет актуальность и новизну исследования. Структура работы определена следующей целью: «исследовать фоносемантическую сторону окказиональных образований в детской литературе и проследить критерии ее формирования» (с.4). Работа состоит из Введения, двух теоретических глав, двух исследовательских глав, Заключения, Списка использованной литературы, включающего 48 единиц. Объем работы 66 страниц. Во Введении обосновывается научная позиция автора: принимается точка зрения Е.С.Земской, разграничивающей окказионализмы и потенциальные слова (с.3). Также определяется понятие лингвистической сказки («сказки, написанные при помощи лингвистической игры со словом, продолжающие традицию футуристских бессмыслиц», с.3), обосновывается привлечение текстов задач Г.Остера, поскольку они используют поэтику ЛС (с.4), приводятся сведения о количестве материала. Первая глава посвящена месту и роли детской литературы в мировом и российском культурном пространстве. За историческим экскурсом, создающим представление о распространенности такого вида литературы в Европе, следует описание ситуации литературы в России XIX в., когда детская литература «становится высоким искусством <…> Наступает время писательской литературы для детей» (с.9-10). Далее описана специфика развития детской литературы в XXв. и период конца XX- нач. XXI вв, когда были написаны анализируемые в работе произведения. Отдельный параграф посвящен особенностям детского восприятия детской литературы. Во второй главе излагаются основные положения фоносемантики применительно к данному исследованию. Автор опирается на работы основоположник петербургской фоносемантической школы С.В.Воронина, в частности, на его работу «Основы фоносемантики». Вторая часть этой главы посвящена описанию практического применения данной отрасли лингвистики при создании компьютерных программ для самочтоятельного фоносемантического анализа слов (с.30). В частности, описывается программа «ВААЛ-мини», которая использовалась при проведении данного исследования. Особый интерес вызывают практический главы. В Главе 3 анализируются окказиональные образования в текстах Л.Петрушевской. Поэтапно изложен процесс отбора окказиональных единиц программой ВААЛ-мини, приведена их классификация по принципу убывания яркости фоносемантических признаков (с.33-34). Далее описан и прокомментирован эксперимент, в ходе которого с помощью ответов детей предполагалось подтвердить или опровергнуть наличие фоносемантических смыслосодержащих признаков у отобранных единиц. Четвертая глава посвящена окказиональным образованиям в текстах Г.Остера, работа с материалом которого проводилась по той же схеме (с.49-50). Отметим в обеих главах авторские комментарии, обобщающие сходство и различия между результатами исследования материала программой «ВААЛ-мини» и восприятием яркости фоносемантических признаков четвероклассниками. Эти комментарии освещают особенности индивидуальной авторской манеры каждого писателя, описывают круг единиц, фоносемантические характеристики которых совпадают или различаются в детском восприятии с данными компьютерного анализа, а также затрагивают некоторые частные случаи. В Заключении подводятся итоги анализа и намечаются перспективы его продолжения. В целом работа оставляет впечатление самостоятельного, цельного исследования, автор которого хорошо владеет теоретическими знаниями и обладает навыками работы с языковым материалом. Вопросы к автору, возникшие при ознакомлении с работой, сводятся к следующему: 1. В работе показана перспектива развития детской литературы в России, но иногда не ясно, на какие именно работы ссылается автор. Нельзя ли это уточнить (с.8)? 2. В Заключении справедливо указывается, что при решении поставленных перед информантами задач важную роль играет контекст. Хотелось бы услышать более подробное изложение этого пункта: на что именно влияет контекст и какова его протяженность при этом? 3. В анализе результатов эксперимента отмечается роль предлогов, выступающих в роли опорных сигналов для интерпретаторов, а также тот факт, что процесс «перевода» на русский язык незнакомого слова происходит путем отнесения его к той или иной части речи. Какой из этих двух факторов оказывается важнее? 4. Очень жаль, что Заключение так лаконично: остаются за кадром интересные наблюдения о роли ударения в атрибуции слов по частям речи (с.44), о ситуациях замены детьми предлогов в процессе выполнения заданий (с.45), а также совсем не освещены возможности применения результатов работы в практике преподавания русского языка детям. Все вопросы имеют уточняющий и дискуссионный характер и не влияют на общее на общее положительное впечатление от работы и не умаляют ее достоинств. Тема исследования раскрыта, примененный способ описания материала соответствует поставленным задачам, выводы автора убедительны и хорошо обоснованы. Работа соответствует требованиям, предъявляемым к сочинениям подобного жанра, а ее автор Карина Абдрафикова заслуживает степени бакалавра филологии. 9 июня 2018 Пушкарева Наталия Викторовна, д. ф. н., доцент, доцент кафедры русского языка СПбГУ