РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Быхановой Анны Ивановны по теме Фигура афроамериканской женщины в романе Э.Уокер «Цвет пурпурный» Проблематика афроамериканского населения за последние 30 лет завоевала огромную популярность в области американских исследований. Более того, она стала разрабатываться одновременно в самых разных направлениях. Психоанализ, социология, феминизм, традиционные историко-литературные исследования предлагают различные методологические базы для описания феномена афроамериканской культуры. Ее важным компонентом становится проблема положения женщины, которая, как показали исследования последних лет, имеет не только политическое и социальное измерение, но также измерение эстетическое. Тексты афроамериканской писательницы Элис Уокер, в частности, ее нашумевший роман «Цвет пурпурный» ни в коем случае нельзя назвать сугубо «социальным» романом-манифестом по типу драйзеровского романа, где искусство оказывается чем-то вторичным, а форма – сопровождающей серьезное содержание. Уокер занята именно эстетическим поиском. Для нее эстетическое не отделимо от социального, философского и политического. Выпускная работа Анны Ивановны Быхановой «Фигура афроамериканской женщины» в романе Э.Уокер «Цвет пурпурный» в полной мере отражает это сущностное понимание данной проблемы. Работа имеет требуемый объем, состоит из Введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Логика распределения научного материала выглядит обоснованной и никаких возражений не вызывает. В первой главе «Цвет пурпурный» в социально-историческом контексте» А.И. Быханова обращается к тем историко-культурным явлениям, которые, во многом, предвосхитили появление романа Э.Уокер. Это, как справедливо отмечает автор работы, так называемый «гарлемский ренессанс», женская афроамериканская литература и движение феминизма. Существенно, что А.И. Быханова отдельно останавливается на фигурах, оказавших значительное влияние на творчество Уокер, отмечает их роль, характер и специфику их идеологических и эстетических поисков. Эта часть работы не вызывает никаких принципиальных возражений. А.И. Быханова четко следует проблематике своего исследования, весьма логично ведя его к фигуре Уокер. Она правильно расставляет акценты, дает хоть и краткую, но вполне исчерпывающую характеристику описываемым феноменам, в частности феноменам «гарлемского ренессанса» и вуманизма. Эта часть работы представляет собой обязательный для подобного рода исследований историко-культурный экскурс. Вторая глава – «Творческий метод» Элис Уокер представляет собой главную, исследовательскую и оригинальную часть работы. А.И.Быханова проводит весьма интересный и исчерпывающий анализ романа Уокер, отмечает главные аспекты поэтики, проблематики романы, внятно связывает их с идеологическими и эстетическими воззрениями афроамериканской писательницы. Актуальность темы, ее новизна вполне очевидны. Стиль изложения – строго научный и не вызывает никаких возражений. Тема раскрыта в полной мере и, более того, автор делится большим количеством интересных самостоятельных наблюдений. Работа написана на высоком научном уровне. Библиографический список содержит 25 наименований, из которых 24 – на английском языке. Отсутствие научных работ в списке объясняется отсутствием на сегодняшний день соответствующих исследований в России. Научный материал, вторичные источники, как красноречиво соответствует работа, освоены в полной мере. Вместе с тем, хотелось бы высказать несколько замечаний. В первой главе, где описывается феномен «гарлемского ренессанса», на наш взгляд, стоило бы конкретизировать исследовательскую полемику вокруг данного явления. А.И. Быханова вполне четко формулирует проблемы, но фактически ни разу не возводит их к источникам. На стр. 7 мы читаем: «Многие ставили под сомнение применение самого слова «ренессанс» по отношению к движению. И если одни утверждали, что никакого ренессанса не существовало, другие не отрицали его наличия, однако предпочитали иные названия: «Новое негритянское движение» или «черный модернизм». Хотелось бы понять, кто именно скрывается под словом «многие» и увидеть соответствующие отсылки к источникам. Высказывание абсолютно справедливо, но оно требует комментариев. Ведь феномен «гарлемского ренессанса» оценивался крайне неоднозначно и даже отрицался. А.И. Быханова рассматривает литературу, посвященную афроамериканской проблематики, написанную афроамериканскими женщинами. Здесь возникает важный вопрос, который А.И. Быханова обходит стороной, а вместе с тем, он весьма существенен. Ведь «белые» писатели, и, что существенно писатели-мужчины отнюдь не игнорировали данную проблему. Достаточно вспомнить Э.Л. Доктороу, который в романе «Рэгтайм» уделяет серьезное внимание идее освобождения черных и, в частности, черных женщин. Или Стайрона, в романах которого подобная проблематика всегда занимает значительное место. В чем же новизна и специфика именно Элис Уокер. Только ли в том, что она предлагает взгляд на проблему с «территории» проблемы? Или здесь есть еще какие-то различия? Заключение носит формальный характер и является слишком кратким. Сама работа, ее уровень, выводы требуют, конечно, более обстоятельного и подробного заключения. Есть более мелкие претензии. На наш взгляд полемика Дюбуа с Вашингтом требует чуть более развернутого комментария. Она крайне принципиальна для понимания специфики мировосприятия Уокер. Термин «рабское повествование» и ряд других терминов следует брать в кавычки. Разумеется, данная терминология уже утвердила себя в американской науке, но в российских исследованиях этого не произошло, и термин не является устойчивым, расхожим и больше напоминает метафору. Кроме того, в названии главы 1 почему-то заглавие романа не берется в кавычки. Высказанные замечания носят скорее рекомендательный характер и скорее свидетельствуют о высоком уровне работы и предъявляемым в ней претензиям. Выпускная квалификационная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к подобным работам, и отчасти превышает эти требования, а ее автор, Анна Ивановна Быханова заслуживает высокой положительной оценки.