ОТЗЫВ научного руководителя на выпускную квалификационную работу Е.С. Ладыш по теме «История и современное состояние иранской системы образования». Выпускная квалификационная работа Елизаветы Сергеевны Ладыш посвящена актуальной теме в контексте современной социогуманитарной научной направленности. Система образования в Иране уже становилась, как отмечает дипломант, предметом специальных исследований, однако в комплексе, который представлен в работе - от анализа дошкольных образовательных учреждений до высших учебных заведений и возможностей получения образования в Иране представителями социальных групп, названных в работе «особыми» -, этот вопрос еще не освещался. Вопрос, ставший предметом исследования, рассматривается, что совершенно справедливо, в диахронии, поэтому первая глава работы представляет историю сложения системы образования в Иране от девятнадцатого века и до периода иранской революции 1978 года. Этот период выделен оправданно, поскольку в это время были заложены основы образовательной структуры, которая хоть и с изменениями, выявленными в работе, но была продолжена и развита в дальнейшем, впрочем, причины выделения этого временного периода, особенно его нижней границы, хотелось бы видеть в тексте обоснованным более четко. Говоря об истории образования, Е.С. Ладыш правильно указывает, с одной стороны, на европейское влияние, а с другой - на роль мусульманских улемов, как на два фактора, повлиявших на становление структуры иранского образования, выделяет деятельность конкретных людей, проявивших себя на ниве создания этой системы, и дает объемное представление о вопросе. Большая часть информации, правда, почерпнута студенткой из энциклопедии Ираника, о чем автор работы и говорит во введении, впрочем, эта глава лишь вводная в основную тему выпускного сочиннения, и в целом, в исторической части работы студентка обозначает все те направления развития образования в Иране, которые потом обсуждает на материале современности во второй главе работы. Собственно о современной системе образования в Иране разговор и начинается во второй главе работы, которая так и названа «Система образования в Иране», и продолжается в третьей, специально посвященной образованию особых групп общества. Информация организована по принципу от дошкольного образования до университетского. Елизавета Сергеевна описывает общую структуру и порядок получения образования на каждой ступени, по возможности говорит об образовательных программах в дошкольных и школьных учебных заведениях, анализирует статистические данные по динамике роста грамотности среди населения в Иране, количеству времени, отведенному на религиозные дисциплины в средней школе, освещает зависимость уровня образования от принадлежности к социальной группе и пр., что демонстрирует подлинно аналитический подход к исследованию. Приведенные таблицы и графики позволяют наглядно увидеть картину анализируемого вопроса и дают возможность читателю самому поучаствовать в осмыслении темы. Говоря о школьном образовании, дипломант подробно описывает его ступени, выделяя специфику иранской модели. Информация основывается на различных источниках, не последнее место среди которых отводится интернет-ресурсам, что в данном случае оправдано темой, ориентированной на сегодняшний день. Тем не менее, в этом разделе хотелось бы видеть более детальный анализ системы образования высшей школы, поскольку Иран сегодня выходит на международный уровень в организации учебного процесса этой ступени и предоставляет возможности для обучения иностранным гражданам. Стоит оговориться, однако, что вопрос международного обмена все же в работе освящен. Логически правильным кажется и выделение в отдельную главу информации об образовании для женщин, представителей религиозных меньшинств и других такого рода социальных групп. В целом, нужно отметить, что в ходе работы над выпускным сочинением Елизавета Сергеевна Ладыш проявляла интерес и усердие, стремление улучшить качество текста, прислушивалась к комментариям руководителя, в результате чего сумела в целом решить поставленные в начале работы задачи и достигнуть цели, обозначенной во введении. Кроме того, дипломант нашла возможность высказать свои взгляды на поставленную в выпускной квалификационной работе проблему и обозначить пути ее решения, что характеризует автора как человека истинно мыслящего. Таким образом, несмотря на высказанные выше замечания, а также небрежность в оформлении работы и стилистические погрешности языка представленная к защите выпускная квалификационная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и заслуживает высокой оценки. Е.И. Малозёмова, к.и.н., старший преподаватель Кафедры междисциплинарных исследований в области языков и литературы СПбГУ