РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Овчинниковой Маргариты Викторовны на тему «PR-тексты в Интернете: специфика театральной сферы» Тема М.В. Овчинниковой достаточно оригинальна для ВКР бакалавра: если PR театров еще привлекает внимание студентов, то особенности PR-текстов – практически никогда. Вместе с тем, продвижение в Интернете сегодня является остро актуальным вопросом, к которому обращаются как теоретики, так и практики коммуникационной сферы. Этими обстоятельствами обусловлены актуальность и известная новизна исследования. Структура работы обоснована и логична. Особенно интересно построение второй главы, позволяющее рассмотреть как своеобразие театрального дискурса в Интернете, так и методологию его исследования в ВКР. Объект, предмет, задачи исследования сформулированы корректно и плодотворно. Некоторые вопросы вызывает постановка цели: «исследование функционирования современного PR-текста в Интернете и его особенностей в театральной сфере» (с. 4). Получается, что исследование предпринимается с целью … исследования. Впрочем, в такой формулировке можно увидеть театральное стремление автора придать всему, чем он занимается, игровой характер (см. определение игры Й.Хейзинги). Нельзя не отметить теоретическую базу работы (с. 5), отразившую принадлежность Маргариты Викторовны к Петербургской школе PR. Хорошее знакомство с этой школой, фундаментальная укорененность в ней проявляются в первой главе ВКР. При этом теоретический, казалось бы, обзор литературы имеет прямой выход на анализ в последующем эмпирического материала. Вообще стремление автора максимально изучить и использовать имеющиеся в науке достижения производит самое благоприятное впечатление. Вторая глава содержит количественный анализ большого эмпирического материала, снабжена поясняющими иллюстрациями в теле ВКР и приложениями. Строгость классификации текстов, не свойственная не только большинству студентов, но и многим более зрелым исследователям, порой просто вызывает восхищение. Отдельным достоинством работы является адаптация метода контент-анализа для исследования материалов видеохостинга YouTube. В Заключении М. Овчинникова не только подводит итоги исследования, дает эскизные рекомендации, но и – что является чрезвычайной редкостью для студенческих работ – обоснованно и глубоко обозначает дальнейшие перспективы работы. Список использованной литературы включает 86 наименований, из них 9 на английском языке. Работа снабжена обширными и уместными приложениями. Недостатки ВКР минимальны, тем не менее, следуя требованиям жанра, сформулируем некоторые замечания и вопросы. 1. Сомнительно выглядит утверждение автора, что продвижение в культуре синонимично PR (с. 40). 2. Подводя итог изложению результатов контент-анализа, М. Овчинникова отмечает положительный характер всех без исключения публикаций (с. 61). В этом, однако, нет ничего неожиданного, ведь изначально Маргарита выбрала для анализа тесты, исходящие от самого Большого театра. Строить на этом основании далеко идущие выводы о специфике театральной сферы, например, что культура является «хорошим ньюмейкером» (там же), наивно. 3. Автор сосредоточивается на анализе корпоративных сайтов и социальных сетей (с. 27 и след.). Однако сегодня многие практики говорят если не о смерти корпоративных сайтов, то об их уходе на второй план. На первый же выдвигаются не только страницы в социальных сетях, о которых пишет дипломница, но и лэндинги. Могут ли они быть использованы в театральной сфере? 4. Интересен и другой аспект, носящий отчасти футурологический характер. Сегодня есть все основания полагать, что бум социальных сетей может смениться обратным процессом, обусловленным страхом пользователей за свои персональные данные. Нет ли у М. Овчинниковой рекомендаций для театров на такой случай? И система Blackboard, и программа «Антиплагиат» оценивают степень самостоятельности рецензируемого текста в 80%. Анализ отчетов обеих программ показывает, что такая оценка – результат технических особенностей самих программ, а ВКР М.В. Овчинниковой – совершенно оригинальное произведение, ни в какой степени не нарушающее ничьих прав. Таким образом, ВКР Овчинниковой Маргариты Викторовны на тему «PR-тексты в Интернете: специфика театральной сферы» является самостоятельным исследованием, посвященным актуальной теме, имеет практическую значимость, соответствует всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и заслуживает высокой положительной оценки. Доктор философских наук, профессор кафедры рекламы Санкт-Петербургского государственного университета А.Ю. Дорский