РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студентки 4 курса направления «Реклама и связи с общественностью» Анны Игоревны Наумовой «PR-продвижение отелей класса «люкс» в Санкт-Петербурге» Выпускная квалификационная работа А. И. Наумовой посвящена актуальной проблеме − исследованию PR-коммуникаций крупных гостиниц. Тема особенно интересна в условиях наступающего Чемпионата мира по футболу. Содержание рецензируемой ВКР, безусловно, соответствует заявленной теме. Поставив перед собой цель – выявить и проанализировать технологии и инструменты PR-продвижения предприятия гостиничного бизнеса, А. И. Наумова сформулировала ряд задач, которые ей в целом удалось решить в ходе написания работы. Структура рецензируемой работы соответствует поставленным задачам. В первой главе выпускного сочинения, на основе анализа работ российских и зарубежных авторов, А. И. Наумова дала определение понятию отеля класса «люкс», описала современные тенденции развития индустрии гостеприимства, а также основной набор инструментов и технологий по связям с общественностью, которые используются в этой области. Среди технологий продвижения дипломница основное внимание уделила PR-технологиям и анализу целевых аудиторий. Положительным моментом в этой главе следует признать то обстоятельство, что автор опирается на работы ученых с мировым именем, а также на труды Петербургской школы PR. Во второй главе А. И. Наумова описала рынок отелей класса «люкс» в Санкт-Петербурге, его динамика и перспективы развития. В этой главе основное внимание автора концентрируется на опыте PR-продвижения известной гостиницы «Гранд Отель Европа», проведен SWOT-анализ, проанализированы основные технологии продвижения отеля отделом по связям с общественностью, проведен мониторинг печатных СМИ как основного инструмента продвижения, а также разработаны рекомендации по PR-продвижению гостиницы «Гранд Отель Европа» для разных групп путешественников, имеющих разную мотивацию и собственные представления о роскоши. В заключении работы сделаны выводы. Оценивая ВКР А. И. Наумовой, безусловно, положительно, хотелось бы отметить несколько выявленных недостатков: 1. В работе содержится обзор основных конкурентов в сфере гостиниц класса «люкс» в Санкт-Петербурге («Астория», «Four Seasons Lion Palace», «Кемпински Мойка, 22», Отель «Коринтия», Отель «Lotte Hotel». Что весьма похвально. Однако, рецензенту не удалось обнаружить качественного сравнения технологий и инструментов PR-продвижения отелей класса «люкс» в Санкт-Петербурге, что соответствовало бы названию ВКР. Вместо этого, во второй главе представлен сравнительный анализ применения технологий продвижения в социальных сетях в сфере гостеприимства, в котором представлены отели из Джексонвиля, Парижа, Лондона и Сан-Диего, но не из Санкт-Петербурга, Россия. 2. На взгляд рецензента, заявленный автором метод бенчмаркинга фактически не реализован в работе, так как отсутствует сравнение результатов продвижения гостиницы «Гранд Отель Европа» в социальных сетях с лучшими мировыми стандартами. Складывается ощущения, что «Гранд Отель Европа» не имеет аккаунтов в Facebook, Instagram, Twitter и TripAdvisor, которые упоминались в сравнительной таблице примеров продвижения в социальных сетях (стр. ). Отмеченные недостатки не являются принципиальными и не влияют на общее положительное впечатление от работы. Оформление выпускной квалификационной работы выполнено на высоком уровне, уровень заимствований по данным системы Safe Assign (включая корректные цитирования и общеупотребимые фразы и выражения) не превышает 12 %. Весьма положительное впечатление производит грамотное оформление сносок, графиков, таблиц и диаграмм. Выпускная квалификационная работа А. И. Наумовой «PR-продвижение отелей класса «люкс» в Санкт-Петербурге» представляет собой законченное самостоятельное исследование актуальной проблемы в сфере рекламы и связей с общественностью, имеет практическую значимость, в целом отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает положительной оценки. Рецензент – доктор политических наук, доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении И. А. Быков 17.05.2018 г.