Рецензируемая работа Каландей Ольги Олеговны посвящена актуальной и до сих пор, к сожалению, мало изученной бизнес-ассоциаций и их места в GR и лоббизме. При этом следует отметить не только научную смелость автора, взявшегося за малоизученную тему, но и его исследовательскую зрелость, продемонстрированную последовательным применением избранного эмпирического подхода. Объектом исследования стала деятельность бизнес-ассоциаций в сфере GR и лоббизма, изученная с помощью анализа не только вторичных данных, но и 16 проведённых автором экспертных интервью, ставших основной исследовательской базой работы. Своей целью автор поставила выявление значения бизнес-ассоциаций как субъекта GR и лоббизма, опираясь на 58 использованных источников (работы ведущих современных исследователей проблематики на русском и английском языках, нормативно-правовая база, публикации исследуемых бизнес-ассоциаций, СМИ, органов власти), а также занимающие 80 страниц приложений материалы проведённого автором эмпирического исследования «Взаимодействие бизнеса и власти: ассоциациональный аспект» и результаты его анализа, представленные чётко и наглядно. Исходя из анализа аутентичности текста, работа выполнена полностью самостоятельно и демонстрирует исследовательскую состоятельность автора. Структура и содержание работы соответствуют заявленной теме и задачам исследования, раскрывая в первой главе теоретические аспекты субъектности бизнес-ассоциаций в GR и лоббизме с помощью анализа основных понятий и подходов исследуемой отрасли коммуникаций, типологии субъектов отрасли и компаративного подхода к рассмотрению объекта исследования в России и за рубежом и результаты проведённого эмпирического исследования во второй. Следует особо отметить ярко выраженную приверженность автора позициям петербургской школы GR, благодаря которой ей удалось выстроить стройную систему аргументации сделанных по результатам исследования выводов. К сожалению, лишь в ходе знакомства с описанием проведённого исследования во второй главе автор уточняет, что исследование охватило лишь бизнес-ассоциации Санкт-Петербурга, аргументируя свой выбор экономической и политической значимостью второго по численности населения субъекта федерации. Это ничуть не умаляет достоинств работы, полностью соответствующей требованиям, предъявляемым к ВКР выпускника бакалавриата, но, возможно, следовало бы соответствующим образом уточнить границы сферы исследования непосредственно в формулировке темы работы. Кроме того, представляется досадной ограниченность пула опрошенных экспертов, преимущественно представляющих собственно объект исследования, в результате чего выводы автора базируются почти исключительно на анализе самоосознания места бизнес-ассоциаций в GR и лоббизме представителями самих бизнес-ассоциаций. Думается, следовало бы уравновесить их позицию мнениями представителей специалистов из бизнеса, использующих бизнес-ассоциации в своей GR- и лоббистской деятельности. Впрочем, эти недостатки не влияют на высокую оценку качества проведённой работы и, скорее, являются пожеланиями по дальнейшему развитию выбранной темы, если автор продолжит её разрабатывать в рамках следующих ступеней образования. В целом ВКР Ольги Олеговны Каландей полностью соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, и при условии успешной защиты заслуживает высокой оценки.