РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студентки 4 курса направления «Реклама и связи с общественностью» Анастасии Борисовны Ждановой «Технологии коммуникации банков с детской и молодежной аудиторией» Выпускная квалификационная работа А. Б. Ждановой посвящена актуальной проблеме − исследованию технологий коммуникации банков с детской и молодежной аудиторией. Тема особенно интересна в условиях наступления эры цифровых коммуникаций и поколенческих изменений, которые в современной специальной литературе именуют последней буквой латинского алфавита. Поставив перед собой цель – выявление трендов и технологий коммуникации банков с детской и молодежной аудиторией, А. Б. Жданова сформулировала ряд задач, которые ей в целом удалось решить в ходе написания работы. Структура рецензируемой работы соответствует поставленным задачам. В первой главе выпускного сочинения, на основе анализа работ российских и зарубежных авторов, А. Б. Жданова дала описание маркетинговых подходов к определению понятия «поколение», сегментированию и характеристике поколения Z, а также выделила особенности коммуникации с поколением Z. Положительным моментом в этой главе следует признать то обстоятельство, что автор опирается на работы ученых с мировым именем, а также на труды отечественных авторов. Во второй главе А. Б. Жданова описала тренды и технологии рынка банковских продуктов и услуг в аспекте маркетинговых коммуникаций и предложений для детской и молодежной аудитории. В третьей главе А. Б. Жданова концентрируется на продвижении банковских продуктов и услуг для детской и молодежной аудитории в России, опираясь на опыт таких банков, как «Райффайзенбанка», «Бинбанка», «Альфабанк» и «Сбербанк». В заключении работы сделаны выводы. Оценивая ВКР А. Б. Жданова, безусловно, положительно, хотелось бы отметить несколько выявленных недостатков: 1. В работе основной акцент делается на маркетинговом подходе и маркетинговых коммуникациях, тогда как связи с общественностью все же считаются отдельной областью деятельности. 2. В этой связи существенным недостатком работы является тот факт, что в работе фактически не используются работы Петербургской школы PR, включая работы Д. П. Гавры, Д. П. Шишкина, О. Г. Филатовой и многих других. 3. Рецензенту осталось неясной логика структурирования третьей главы. В частности, параграф 3.1 содержит описание двух кейсов («Райффайзенбанка» и «Бинбанка»), а в остальных параграфах имеется описание отдельных кейсов в каждом параграфе. 4. В введении среди методов, применяемых в ходе исследования, упомянут метод «включенного наблюдения», следы которого рецензенту не удалось обнаружить в тексте ВКР. Отмеченные недостатки не являются принципиальными и не влияют на общее положительное впечатление от работы. Оформление выпускной квалификационной работы выполнено на высоком уровне, уровень заимствований по данным системы Safe Assign (включая корректные цитирования и общеупотребимые фразы и выражения) не превышает 23 %. Кроме нескольких таблиц ВКР не содержит дополнительных иллюстративных материалов. Выпускная квалификационная работа Анастасии Борисовны Ждановой «Технологии коммуникации банков с детской и молодежной аудиторией» представляет собой законченное самостоятельное исследование актуальной проблемы в сфере рекламы и связей с общественностью, имеет практическую значимость, в целом отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает положительной оценки. Рецензент – доктор политических наук, доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении И. А. Быков 17.05.2018 г.