РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Дудинской Светланы Фёдоровны «Комплекс средств визуальной идентификации субъекта в театральной сфере» Актуальность исследования не оставляет сомнений, так как в современных условиях сфера культуры, сфера театральных искусств нуждается в качественной трансформации подхода к взаимодействию со своими потребителями. Брендинг как инструмент маркетинга может привлечь внимание как к конкретному театру, так и к театральному искусству в целом, что придает еще большее значению брендингу в театральной сфере. Для изучения были взяты два достаточно сложных, малоизученных аспекта – маркетинг и брендинг в театральной сфере и комплекс средств визуальной идентификации как важнейший компонент бренда. Светлана умело смогла рассмотреть обе эти стороны и продемонстрировать, как может комплекс средств визуальной идентификации работать на создание и продвижение театрального бренда. Содержание работы полностью соответствует заявленной цели и задачам. В первой главе рецензируемой работы Светлана обратилась к теоретическим аспектам бренда и брендинга, а именно, подробно рассмотрела два основных компонента бренда: идентичность и идентификаторы. Стоит отметить низкую теоретическую изученность вопроса, в связи с чем Светланой был сделан не просто обзор имеющихся источников по данной теме, а представлено большое количество самостоятельных выводов и размышлений по данной теме, что говорит о высокой теоретической значимости работы. Во второй главе Светланой был рассмотрен конкретный яркий представитель театрального рынка, один из самых известных театров Петербурга и России – Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова. Светлана наглядно продемонстрировала, как может функционировать комплекс средств визуальной идентификации применительно к субъекту в театральной сфере. Синтез таких методов исследования как анализ документов, невключенное наблюдение, опрос, экспертное интервью, позволили со всех сторон подойти в изучаемому вопросу и тщательно рассмотреть предмет исследования. В ходе практической части было обработано большое количество эмпирического материала, о чем свидетельствуют многочисленные приложения к работе. Светлана детально проанализировала элементы визуальной идентификации бренда БДТ, а также на конкретных примерах рассмотрела, как эти элементы работают в комплексе. Это позволило выделить конкретные особенности функционирования комплекса средств визуальной идентификации бренда БДТ, которые представляют интерес для других игроков театрального рынка. Большой интерес вызывает и количественно-качественный опрос, который в синтезе с другими методами позволил достичь цели исследования, а именно оценки функционирования комплекса средств визуальной идентификации субъекта в театральной сфере. Это дало возможность не просто показать, как функционирует комплекс средств визуальной идентификации бренда БДТ, но и доказать его эффективность и качество. Таким образом, заявленная цель и задачи были последовательно решены Светланой в ходе выпускной квалификационной работы. Стоит отметить логику изложения, четкую последовательность и структурированность работы. К недостаткам работы можно отнести следующие моменты. Во-первых, в рамках данной работы не были сформулированы конкретные рекомендации для других театров. Во-вторых, в выпускной квалификационной работе был рассмотрен только один представитель театрального рынка – бренд БДТ. Интересно было бы сравнить комплекс средств визуальной идентификации БДТ с визуальной идентификацией других игроков театрального рынка России и, в частности, Петербурга. Также было бы интересно проследить зарубежный опыт функционирования данного инструмента брендинга в театральной сфере. И наконец, в практической части работы Светлана определила ряд особенностей функционирования комплекса средств визуальной идентификации бренда БДТ, однако не были выделены недостатки, которые, вероятно, присутствуют в комплексе и которые следовало также описать в работе. В целом, научно-исследовательская работа Светланы Дудинской выполнена с учетом всех требований, предъявляемой к выпускной квалификационной работе, является актуальным, самостоятельным и практически значимым исследованием и, безусловно, заслуживает самой высокой положительной оценки. Рецензент: доцент, кандидат философских наук О. Г. Филатова