РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Герцовской Алисы Борисовны на тему «Фандрайзинг в PR-деятельности благотворительной организации» Актуальность избранной А.Б. Герцовской темы не исчезает от того, что эта тема регулярно рассматривается в студенческих работах. Меняющиеся обстоятельства деятельности некоммерческих организаций вообще и благотворительных фондов в частности (изменение нормативных требований, технических способов сбора средств, социальных условий и т.д.) заставляют обращаться к проблемам фандрайзинга благотворительных организаций снова и снова. Есть специфика, определяемая профилем, масштабом деятельности и другими характеристиками самой организации. Этими причинами обусловлена известная новизна исследования. Структура работы вполне традиционна: автор обращается к рассмотрению понятий и истории явления, дает общий обзор деятельности благотворительных фондов, а затем рассматривает конкретный благотворительный фонд «Звезды детям». При этом А. Герцовская представляет весьма убедительный анализ литературы по теме. Также вызывает интерес описание ситуации с благотворительной деятельностью в Российской Федерации (с. 32-43). Автор перечисляет и дает краткое описание мероприятий, проводимых фондом «Звезды детям» (с. 53-59), что само по себе производит благоприятное впечатление, хотя в этом описании и отсутствует указание на фандрайзинговые эффекты. Наконец, Алиса Борисовна дает несколько рекомендаций по улучшению благотворительной деятельности фонда (с. 59-60). Рекомендации не развернуты, но они логично вытекают из основного текста работы. В качестве методов эмпирического исследования автор называет экспертное интервью и контент-анализ (с. 5). Однако в тексте мы находим также SWOT-анализ (с. 47), выполненный не без погрешностей, но, тем не менее, представляющий определенный практический интерес. Очевидно также и эпизодическое использование других методов – статистического анализа, несистематизированного наблюдения и проч. Вместе с тем работа не свободна от недостатков, назовем некоторые из них. 1. Неудачны названия глав и параграфов работы. Неудачна также формулировка цели (анализ использования фандрайзинга отечественными благотворительными организациями), из которой неясно, зачем же предпринимается работа. 2. Экспертное интервью взято только одно, и то – у коммерческого директора исследуемого фонда, то есть по сути это и не экспертное интервью вовсе. В анализе деятельности фонда рецензенту не хватило конкретных критериев эффективности, успешности и т.д. 3. К сожалению, ряд результатов контент-анализа и форма их изложения поразительным образом совпадают с исследованиями, представленными в статье «Как писали СМИ о благотворительности в 2013 году» (http://www.sbornet.ru/novosti_blagotvoritelnosti/kak_pisali_smi_o_blagotvoritelnosti_v_2013_godu) и ВКР Д.В. Дорджиевой, защищенной в КалмГУ в 2014 г. По этим абзацам есть ряд содержательных вопросов, но, очевидно, что задать их следует авторам указанных материалов. 4. Последний абзац 3-ей главы производит двойственное впечатление. Здесь впервые оказывается, что А.Б. Герцовская лично принимала участие в работе фонда «Звезды детям» и даже внесла в эту работу значительный вклад. Но это утверждение никак не раскрывается ранее и оставляет скорее недоумение, чем желание выделить заслуги автора. Система Blackboard оценивает степень самостоятельности рецензируемого текста в 87%, программа «Антиплагиат» – несколько ниже (71%). Большая часть заимствований носит технический характер, однако есть и содержательные, существенно влияющие на впечатление от работы. Тем не менее, в целом, выпускная квалификационная работа Герцовской Алисы Борисовны на тему «Фандрайзинг в PR-деятельности благотворительной организации» является самостоятельным исследованием, посвященным актуальной теме, имеет практическую значимость, соответствует основным требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и заслуживает положительной оценки. . Доктор философских наук, профессор кафедры рекламы Санкт-Петербургского государственного университета А.Ю. Дорский