Рецензия на выпускную квалификационную работу «Репозиционирование компании нефтедобывающей отрасли в современной коммуникационной среде: сравнительный анализ российской и зарубежной практики». Гацура Юлии Дмитриевны Сегодня нефтедобывающая промышленность является ведущей отраслью, на которой строится фундамент экономического благополучия страны. Ведущие компании являются лидерами не только на локальном, региональном, но и на мировом уровне, обладают весомыми экономическими и административными ресурсами, диктуют правила игры рынку в целом. Исходя из этого, подход к коммуникационной политике, к работе над имиджем и репутацией являются доминирующими в осуществлении комплексного подхода к управлению данными предприятиями. Для грамотного балансирования в условиях экономической и политической турбулентности ведущую роль в менеджменте получает феномен репозиционирования. Судя по структуре, построение работы логично. Исследованы следующие ключевые проблемы: 1. Достаточно подробно описан понятийный аппарат исследования. Автор подробно раскрывает особенности феноменов «конкурентное позиционирование» и «репозиционирование». 2. Фактологически точно и аргументировано обоснованы основные мотивы выбора нефтедобывающих компаний стратегии репозиционирования. 3. Сравнительный анализ проведен строго по релевантным критериям, выводы логичны и обоснованы. Полученные результаты исследования отличаются определенной теоретической и практической новизной. Автор выявил и сформулировал ряд закономерностей в процессах репозиционирования в контексте коммуникационной политики крупных игроков нефтедобывающей отрасли. Вместе с тем, работа не лишена ряда недостатков: 1. В качестве новизны исследования автор называет применение «комплексного подхода к изучению специфики и инструментария репозиционирования нефтяных компаний». В чем заключается его «комплексность»? 2. Объект и предмет исследования недостаточно широко разведены по смысловому спектру. Наиболее подходящий вариант, на наш взгляд, сформулировать объект следующим образом: коммуникационная политика компаний нефтедобывающей отрасли. В этом случае не теряется линия «от общего к частному» и архитектура исследования становится более понятной и прозрачной. 3. Сознательно ли автор не обратил внимания на такие факторы, влияющие на коммуникационную стратегию, как скандалы вокруг топ-менеджмента этих компаний? Например, резонансная история ДТП с участием вицепрезидента "Лукоил", обвинения в рейдерских захватах и пр. 4. Можно ли сопоставлять и сравнивать кейсы зарубежных и отечественных практик в области нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли, учитывая совершенно разные условия функционирования, как на социально-экономическом, так и на государственно-политическом уровне? В целом, полученные автором результаты достоверны, выводы и заключения обоснованы, работа базируется на достаточном числе исходных данных и примеров. Выпускная квалификационная работа является законченным исследовательским трудом, соответствует всем классификационным признакам и заслуживает положительной оценки. Гурушкин П.Ю., кандидат политических наук, доцент кафедры менеджмента массовых коммуникаций СПбГУ