Рецензия на выпускную квалификационную работу Бондиной Анастасии Борисовны Тема ВКР «Нативная реклама в современных русскоязычных медиа» Рецензируемая ВКР посвящена актуальной проблеме поиска новых эффективных рекламных форматов, существование которых стало возможным лишь в эпоху высокой информатизации общества и пресыщения аудитории продуктами традиционного рекламного медиарынка. Как справедливо отмечает автор, «наступило время маркетинга впечатлений, нативной рекламы и контент-маркетинга (того захватывающего контента, в котором невозможно распознать маркетинговой подоплёки, но если бдительный пользователь всё-таки рассмотрел рекламный подтекст материала, он не чувствует раздражения)» (С. 3), то есть время, когда журналистика, реклама и PR вновь сблизились по форме, а зачастую и по целям, но аудитория этого почти не замечает и не отторгает. Анастасия Борисовна задалась целью определения характерных особенностей нативной рекламы как современного высокорентабельного инструмента маркетинга и описания практики использования нативной рекламы в русскоязычной медиасфере. Отметим, что заявленная цель полностью достигнута, что подтверждается содержанием работы (соответствует теме) и выводами (носят развернутый и обоснованный характер). Структура работы представляется логичной и пропорциональной и обоснована исследовательскими задачами ВКР. Автор определил понятие нативной рекламы, показал плюсы и минусы применения в современной медиапрактике возможностей нативной рекламы, составил типологию нативной рекламы. Безусловным достоинством рецензируемой работы является эмпирическое исследование российского опыта использования медиаорганизациями коммерческих и коммуникативных возможностей нативной рекламы, выполненное на высоком методологическом уровне и с привлечением обширного материала из практики функционирования популярных отечественных сетевых изданий Meduza, Медиазона, издания ИД «Комитет» (TJournal, vc.ru), The Village, Republic, Life, Афиша Daily, Лайфхакер, Бумага, Теории и Практики. Об обширности проведенного исследования можно судить хотя бы по тому, что итоговая таблица, представленная в Приложении 3, занимает 41 страницу. В процессе осмысления исследуемых проблем А. Б. Бондина пришла к ряду важных заключений, в числе которых — выводы о возможных негативных последствиях применения нативной рекламы как для рекламодателя, так и для медиаорганизации. Некачественная или избыточная нативная реклама, по мнению автора ВКР, может привести к отторжению контента пользователем; также нативная реклама ставит под вопрос независимость журналистики не только конкретного издания, но и журналистики в целом (С. 54). Жаль только, что Анастасия Борисовна нигде в тексте не отметила большое преимущество сетевой среды перед традиционной печатной периодикой для размещения нативной рекламы. Если для изданий на бумажных носителях законом установлены ограничения объема распространяемой рекламной информации (не более 45%, если издание не зарегистрировано в качестве рекламного), то для сайтов, зарегистрированных в качестве СМИ, подобные ограничения пока не актуальны. Язык и стиль изложения рецензируемой ВКР не вызывают нареканий. Но несколько затруднено, на взгляд рецензента, восприятие таблиц. Возможно, единую громоздкую таблицу из Приложения 3стоило разбить на несколько мелких (с меньшим количеством ячеек по горизонтали и большим количеством строк по вертикали). К замечаниям формального характера также можно отнести отклонения в ряде случаев от нормативов по оформлению текста. Так, в варианте ВКР, доступном рецензенту, страницы, указанные в оглавлении, несколько расходятся с тем, что можно обнаружить в самом тексте. Например, первая глава по факту начинается на С. 7, а в оглавлении указана С. 8. В целом выпускная квалификационная работа Бондиной Анастасии Борисовны является самостоятельным и актуальным исследованием, значимым для теории и практики рекламы, связей с общественностью и журналистики, выполненным в соответствии с предъявляемыми требованиями. Работа заслуживает положительной оценки. Рецензент: Канд. политич. наук, доцент кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций З. Ф. Хубецова