ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ Кафедра информационных систем в искусстве и гуманитарных науках ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ студентки IV курса Козловой Елены Сергеевны Руководитель доцент Посов Илья Александрович Тема выпускной квалификационной работы: «Реализация автоматической проверки ответов в неоднородной базе автономных учебных заданий» Содержание. Работа Е. С. Козловой посвящена созданию электронных учебных объектов особого вида: автономных учебных заданий. Автономные учебные задания — это находящийся в разработке формат представления заданий, который рассчитан на то, чтобы сделать задания максимально переносимыми между системами управления обучением и максимально переиспользуемыми в разных курсах и разных образовательных ситуациях. Автономные задания самостоятельно определяют и реализуют набор действий, которые с ними можно производить: отображать условие, отображать ответ, подсказки, автоматически проверять ответ ученика, генерировать разные варианты условий и другие действия. В своей работе Е. С. Козлова обработала несколько открытых баз учебных заданий, содержащих задания в различных форматах, для каждой базы определила возможности, которые представляют задания этой базы, извлекла из них задания и преобразовала в формат автономных заданий. Следует отметить, что работа с каждой базой требует большого количества ручной работы и программного кода, при этом Елена обработала больше баз, чем планировалось заранее. В некоторые задачи была добавлена дополнительная возможность — автоматической проверки ответа, введенного учеником. Для этого пришлось проанализировать виды ответов в заданиях, определить в каких случаях ответ можно подвергнуть автоматизированной проверке, после чего ответы необходимо было, во-первых, преобразовать в формат, подходящий для проверки, а во-вторых, реализовать саму возможность автоматической проверки для данного вида заданий. В результате работы получена база разнородных заданий, собранных из различных источников, в часть из которых добавлена возможность автоматической проверки ответа. Так как формат автономных заданий до сих пор находится в разработке и для него не существует официального инструмента просмотра, Козловой Е.С. пришлось дополнительно реализовать упрощенную версию такого инструмента. Практическая значимость. Практическая значимость данной работы связана с популярностью области электронного обучения и большим количеством учебных объектов, создаваемых для различных систем управления обучением. Современные форматы представления учебных объектов сложны и по-разному поддерживаются в разных системах обучения, поэтому важны эксперименты в направлении увеличения переносимости и переиспользуемости учебных объектов. Недостатки. К недостаткам можно отнести то, что несколько выбранных для анализа баз учебных заданий достаточно малы и содержат слишком простые по набору возможностей учебные задания. Но при этом больших баз в работе выбрано достаточно, и поэтому этот недостаток не является серьезным, тем более что работа даже с небольшими базами все равно потребовала от Елены времени и большого количества программного кода. Оценка. Работа Козловой Елены Сергеевны отвечает всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам по направлению «Прикладная информатика» (в рамках основной образовательной программы подготовки бакалавров «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук»), и заслуживает высокой оценки. Подпись ___________________И.А.Посов “_____” ___________ 2018 г.