Рецензия на выпускную квалификационную работу Шамшуры Златы Владиславовны «КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО И НА ТЕЛЕВИДЕНИИ: КОМПОЗИЦИОННЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ» Исследования экранной документалистики традиционны для выпускников кафедры телерадиожурналистики. В своей дипломной работе Злата Владиславовна Шамшура продолжает традицию, избрав в качестве предмета своего исследования «композиционные и стилистические особенности экранного коллективного портрета» в современной в кино- и тележурналистике. Целью своей работы автор ВКР ставит определение «специфики фильма-коллективного портрета, а также обозначение композиционных и стилистических особенностей современного группового кинопортрета». В качестве безусловного достоинства работы следует отметить серьезный теоретический фундамент и четкое понимание истории развития отечественной документалистики – чувствуется твердая рука авторитетного в данной области научного руководителя. Одной из задач, поставленных перед собой автором, является типологизация «разновидностей современных коллективных экранных портретов, принцип выбора героев, а также обозначение специфических особенностей жанра». С ней, а также с задачей «определения аудиовизуальных художественно-стилистических приёмов», используемых при создании коллективного портрета автор успешно справляется отчасти в первой, а в основном во второй главе. Автор предлагает весьма продуктивный подход к теме: на конкретном материале она сравнивает наиболее существенные черты коллективного портрета в работах представителей различных направлений экранной документалистики (около 40 фильмов), анализирует причины их общности и различий. Это позволяет автору прийти к научно корректному заключению о том, что жанр коллективного портрета «обладает интеграционным потенциалом, касаясь всех сфер современной действительности, и даёт большие возможности для применения художественно-стилистических и композиционных приёмов». Наиболее интересной, на мой взгляд, является вторая глава ВКР, где достаточно убедительный научный анализ произведений мастеров экранной документалистики подкреплен собственными зрительскими наблюдениями, а также вполне уместной авторефлексией автора по поводу сделанного им фильма, отражающей особенности творческого процесса. В результате получается вполне грамотный комментарий к тому, как создатели фильма-портрета добиваются главного результата – интереса и внимания зрителей к своему коллективному герою. Принципиальных ошибок и недочетов в содержании ВКР я не обнаружил. Из замечаний дискуссионного характера наиболее существенным является то, что выявление критериев (признаков, принципов), по которым определяется общность персонажей, все-таки не означает формирование «типа» фильма, о чем излишне самонадеянно говорит увлеченный предметом исследования автор. Но это - уточнение в порядке всегда уместной дискуссии. А в целом, ВКР З.В. Шамшуры отвечает всем предъявляемым требованиям. Работа может быть допущена к защите и, безусловно, заслуживает высокой положительной оценки. Рецензент - доцент кафедры телерадиожурналистики Факультета журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, доктор филологических наук Пронин А.А. 23 мая 2018 года