Рецензия на выпускную квалификационную работу «Речевые особенности фельетонов И. А. Рябова» студентки 4 курса направления «Журналистика» Хромых Анны Алексеевны Выпускная квалификационная работа Анны Алексеевны Хромых привлекает внимание неординарностью темы и новизной материала. Фельетон долгое время практически не использовался журналистами, но в настоящее время мы наблюдаем тенденцию к возрождению забытого жанра в трансформированном виде – как фельетона «шевеления пустяков» (термин Е. И. Журбиной). Увидеть жанровую трансформацию и обозначить специфику новой разновидности позволяет обращение к эталонным образцам фельетонного творчества, к числу которых, безусловно, можно отнести тексты Ивана Афанасьевича Рябова, публиковавшиеся в газете «Правда» и журнале «Крокодил» в 1940-1950-х годах прошлого столетия. Выпускная квалификационная работа представляет собой попытку комплексного осмысления творчества И. А. Рябова, в связи с чем обладает несомненной научной новизной, поскольку аналогичных исследований творчества публициста еще не предпринималось. Автор ставит своей целью осмысление речежанровой структуры фельетона в контексте языкового вкуса эпохи, избирая в качестве объекта исследования фельетонное творчество И. А. Рябова, предмета – речевые особенности фельетонов, способы создания комизма и образности в них. В соответствии с этой логикой строится структура выпускной квалификационной работы, включающая введение, две главы, заключение, список литературы и объемные приложения. Во введении обосновывается актуальность, обозначаются предмет и объект, цель и задачи, формулируется гипотеза, дается характеристика эмпирической базы исследования. Первая глава раскрывает специфику фельетона как жанра. В ней содержится исторический очерк развития жанра фельетона в советской публицистике, отличающийся тщательностью проработки научных источников по истории журналистики, выявляются жанрообразующие факторы фельетона, раскрываются его речевые особенности. Все изложенные в первой главе сведения в совокупности служат теоретико-методологической базой для дальнейшего исследования речевых особенностей фельетонов Ивана Афанасьевича Рябова, предпринятого во второй главе. В заключении исследования сформулированы выводы. Список литературы включает 69 наименований. Очень интересны приложения, в которых наглядно в виде таблиц представляется соотношение художественного и публицистического начала в фельетоне (Приложение 1), распределение анализируемых фельетонов по годам (Приложение 2) и темам (Приложение 3), дается терминологический словарь (Приложение 4), а также приводятся полные тексты анализируемых фельетонов (Приложение 5). В процессе знакомства с работой у нас возникли некоторые вопросы и замечания. 1. Характеризуя творческую манеру публициста (раздел 2.1), автор приводит стилистический анализ одного из наиболее ярких фельетонов И. А. Рябова «Меценаты и поросята». Анализ включает в себя подробное исследование лексических и грамматических особенностей фельетона, описание речевой структуры текста, выявление фактологической основы и средств создания комического эффекта. В результате объем этого раздела составляет 25 страниц, что значительно увеличивает общий объем работы. Логичным, на наш взгляд, стала бы замена такого подробного анализа более сжатым обобщением, наглядно демонстрирующим основные особенности творческой манеры публициста. 2. Перечисляя жанровые разновидности фельетонов И. А. Рябова, автор исследования упоминает положительный фельетон, однако отдельного внимания этой весьма интересной разновидности, к сожалению, не уделяется. В связи с этим хочется уточнить, каково место положительного фельетона в творчестве публициста? Выявлены ли какие-либо специфические черты, присущие текстам этого типа? 3. Нельзя не отметить некоторые технические ошибки, которых можно было бы избежать при более тщательной вычитке. Высказанные замечания носят рекомендательный характер и не снижают исследовательской значимости работы. В целом отметим, что выпускная квалификационная работа Анны Алексеевны Хромых соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и заслуживает высокой оценки. Юлия Михайловна Коняева, кандидат филологических наук, доцент, кафедра медиалингвистики 24.05.2018