РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Фирсовой Ангелины Сергеевны по теме: «Поэзия Серебряного века на телеэкране: методы и приёмы репрезентации» *** Выпускная работа студента, представленная к защите квалификации, связана с драматургией документального фильма. Автор отталкивается от феномена популярности современной документалистики как жанра и ставит актуальный вопрос о природе документального кино-повествования. Объект исследования – документальные телефильмы, предмет – методы и приемы репрезентации исторических событий. В частности, исследованы современные экранные репрезентации поэтических биографий, образов и идей из истории отечественной литературы периода «Серебряного века» (конец XIX – начало XX вв.). Работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая части) и заключения. В теоретической части перечислены базовые концепции и определения нарратологии (нарратив, нарратор, наррация), представлена методология научного руководителя исследования, проф. А.А. Пронина. Эмпирическую базу составили следующие фильмы: «Путь комет – путь поэтов» Константина Виноградского (коллективный портрет о судьбах поэтов), «В моей руке – лишь горстка пепла!» Олеси Фокиной, «Марина Цветаева. Предсказание» Сергея Бравермана. Нарративный анализ фильмов, проведенный студентом, подтвердил актуальность поставленных задач: зафиксированы тенденции использования приемов репрезентации реальности; выявлены факторы, влияющие на их использование (нарративная компетенция «повествователей», субъективная интерпретация, художественные приемы нарративизации). Проведен анализ по типам авторов-нарраторов (реальный, абстрактный, фиктивный автор.), сделан вывод о представлении документалистами исторических персонажей: 1) образы одного и того же персонажа повествования в разных фильмах могут кардинально различаться, это обусловлено акцентированием внимания на разных деталях и фактах биографии персонажа повествования, разной интерпретацией «рассказчиков»; 2) фильмы с коллективным биографическим нарративом (повествование о нескольких судьбах, «Путь комет – путь поэтов» Константина Виноградского) более фрагментарны, нежели фильмы с персональным биографическим нарративом; 3) в фильмах с персональным биографическим нарративом (повествование об одной судьбе, «В моей руке – лишь горстка пепла!» Олеси Фокиной, «Марина Цветаева. Предсказание» Сергея Бравермана) образ создается максимально полно, что обуславливает большую эмоциональную отдачу телезрителей. В заключении исследователь резюмирует: «на телеэкране не существует единого полноценного представления эпохи Серебряного века». Документалисты используют различные способы репрезентации реальности, у каждого зрителя есть свое представление о произошедших событиях. Знание и понимание нарратологической базы в этой связи имеет важное значение для деятельности документалистов, так как это позволяет наиболее полно реализовывать и презентовать авторское видение действительности. Можно сделать вывод о том, что содержание выпускной работы соответствует заявленной теме, структура исследования обоснована его задачами. Очевидна актуальность работы. Проблемы теоретического и практического характера в исследовании отражены избирательно, финальные выводы обоснованы. Работа изложена доступным языком в соответствующем научном стиле, логические блоки выстроены композиционно, использованы таблицы. По формальным критериям исследование, представленное к защите, заслуживает положительной оценки. *** 27.05.2018 г. ФИО: Кобелев Константин Александрович ст. преподаватель кафедры телерадиожурналистики ВШЖиМК СПБГУ