РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ СТОЯНОВОЙ Анны Афанасьевны ПО ТЕМЕ: «Французские традиции винной журналистики» Дипломная работа посвящена малоизученной и, безусловно, любопытной теме. В последние годы набирают обороты такие явления на рынке масс-медиа, как трэвел-журналистика, досуговая журналистика и Food-журналистика. Стоит вспомнить обилие телепрограмм, связанных с темами досуга, отдыха, путешествий и гастрономических открытий. Не отстают от телевидения и блоги с подобной тематикой. Наряду с ресторанными критиками, появляются гастрономические обозреватели, фуд-редакторы, гастрономические писатели. Кроме того, открываются курсы по введению в фуд-журналистику, курсы сомелье. И часто рука об руку с темой элитной гастрономии идёт тема культуры пития элитных алкогольных напитков, в частности, вина. Так что актуальность темы не вызывает никаких вопросов, так же как и ее новизна. Кроме того, хочется отметить смелость студентки, так как ей пришлось сознательно взять на себя роль исследователя-первопроходца в данной узкой теме, поскольку научных работ по винной журналистики практически нет, как и самой сформированной в отдельный сегмент медиарынка России винной журналистики. Возможно, этим обстоятельством объясняется некое отступление от научного стиля в работе. Тем не менее, первая, теоретическая, глава оказывается качественным путеводителем по всем сегментам российского медиарынка, в которых на сегодняшний день «ютится» винная тематика. Таким образом, автору удается постепенно убедить своего читателя: винная журналистика в России как отдельный сегмент не сформирована в отличие от Франции. А между тем она могла бы решить целый ряда задач, в том числе, экономического и культурного развития страны. Содержание ВКР соответствует заявленной в названии теме, которая полностью раскрыта в тексте дипломной работы. Актуальность, объект и предмет, цель и задачи не вызывают нареканий. Убедительно, как уже было подчеркнуто выше, прозвучала и новизна работы. Однако работе присущи и некоторые недостатки. 1. Автор утверждает, что «для исследования тенденций и условий развития винной журналистики были применены количественный и качественный контент-анализы материалов специализированных изданий и разделов». Однако во второй главе мы увидели лишь развернутый сравнительный анализ в виде подробной таблицы. Он представляется нам интересным и полезным для раскрытия темы ВКР, однако выводы, к которым пришел автор работы, не подкреплены разборами конкретных примеров и не очевидно, как к ним пришел автор. Возможно, автором был произведен контент-анализ, но его результаты остались за рамками работы. Если это так, хотелось бы попросить Анну Афанасьевну развернуть эту тему и рассказать, какие ключевые слова брались для выборки, сколько было исследовано материалов, и к каким выводам по контенту сравниваемых изданий пришел автор. 2. В заключении автор работы пишет, что «Прежде всего, мы установили, что винная журналистика как сфера научного знания еще не сформирована и не располагает достаточным для ее понимания и полноценного функционирования количеством исследований. Однако проведенный анализ показал наличие большого интереса к данному сегменту». Опять-таки хотелось бы узнать поподробнее, как автору удалось выявить наличие большого интереса к данному сегменту? Возможно, есть какие-то статистические данные по подписке и трафику, данные опросов, экспертные интервью российских журналистов, которые дали Анне Афанасьевне цифры, убеждающие исследователя в том, что темы вина вызывают растущий интерес у российских читателей. Также, на наш взгляд, украсили бы работу интервью с французскими винными экспертами и журналистами, чтобы было наглядно: во Франции сложились традиции в винной журналистике и интерес к данному сегменту действительно очень высок. 3. Хотелось бы автору работы адресовать еще один вопрос. В заключении Анна Афанасьевна пишет: «Все это ведет к увеличению материалов, посвященных напитку и сопутствующей культуре, а значит, появлению собственных тенденций и законов, требований к винному сегменту журналистики. В первую очередь, необходимо различение журналистики вина и других смежных областей медиа – гастрономической, lifestyle и трэвел». Интересно было бы узнать, кому из участников рынка необходимо это «различение журналистики вина и других смежных областей медиа»: рекламодателям, учредителям винных журналов, журналистам, которые работают только по этой теме, или читателям-гурманам также принципиально важно узнавать что-то новое о вине не в рубриках других журналов, а именно в винном издании? Другими словами, какова ёмкость рынка у данного сегмента в России? 4. На странице 63 Анна Афанасьевна делает заключение: «Мы видим много потенциальных сфер реализации винной журналистики в России». К сожалению, тезис не развернут, а нам бы хотелось узнать, каков, по мнению исследователя, тематический потенциал у изданий винной направленности на сегодняшний день в России. То есть насколько действительно необходимо в нашей стране иметь собственный кластер узкопрофессиональных изданий о вине. И могли бы в этот сегмент входить издания о русской водке, поскольку это такой же мировой бренд, как французское шампанское. Впрочем, все эти вопросы носят скорее дискуссионный характер и только подчеркивают новизну и интересность исследования, которое предпринял автор работы. В целом же дипломная работа представляет собой законченное оригинальное исследование, которое выполнено на достойном уровне, содержит новый материал и заслуживает положительной оценки. Рецензент: Старший преподаватель кафедры международной журналистики Тимченко И.С.