Рецензия на квалифицированную работу студентки IV курса, дневного отделения (специальность «журналистика») факультета журналистики ВШЖ И МК СПбГУ Сквазникову Екатерину Михайловну на тему: Вопросы религиозного воспитания в детской прессе: традиции XIX века и их современное звучание Научный руководитель: Кругликова Ольга Сергеевна, доцент, кандидат филологических наук. 1. Актуальность темы дипломной работы Е. Сквазниковой не вызывает сомнений. Сразу бросается в глаза, что «диплом» - «проблемный» (т.е. ставит современную насущную проблему и предлагает пути её решения). В связи с «… возрастающим вниманием к православному воспитанию в России, связанным с изменением образовательного стандарта и введением курса «Основы православной культуры» для учеников начальных классов», в ВКР предпринята попытка исследовать и сравнить (в этом Цель работы) «… как современные православные детские журналы проводят свою воспитательную политику и насколько она схожа с той, что практиковали дореволюционные издания». 2. При этом дипломница пытается решить вопрос об «эффективности православной детской журналистики, которая, используя принципы духовного воспитания XIX века, пытается взаимодействовать с современной молодежью». В таком сравнительном анализе и такой постановке вопроса и состоит определённая научная новизна исследования Е. Сквазниковой. 3. Цель ВКР реализовывается через решение 4-х задач, некоторые из которых звучат весьма оригинально и новаторски, например: - «Выявить главные вызовы социальной среды, с которыми сталкивалось православное воспитание в XIX и XXI вв.»; - «…Определить сходства и различия между концепцией православного воспитания через СМИ тогда и сейчас». Поиск «специфики подходов к духовно-нравственному воспитанию, реализованных в детских православных журналах» и стал Предметом исследования. При этом Объектом исследования (где дипломница ищет свой предмет) стали сразу 8 журналов (5 дореволюционных и 3 современных): «Зернышки Божьей Нивы», «Маленький христианин», «Библиотека для воспитания», «Лучи», «Звездочка», «Ступени», «Православная радуга», «Сундучок». 4. Архитектоника работы Е. Сквазниковой вытекает из логики исследования и построена по хронологическо-тематическому принципу - вначале дореволюционный опыт (Глава 1: Принципы духовно-нравственного воспитания XIX века и их отражение в детской журналистике), затем современный (Глава 2: Современное духовно-нравственное воспитание в детской православной журналистике). Внутренняя структура обеих глав построена по чёткому дедуктивному принципу (от общего к частному): сначала социальные факторы, влияющие на систему православного воспитания, затем сама эта система, наконец – православные издания как часть этих систем. При этом самый интересный параграф - 2.4 (Сравнительный анализ воспитательных подходов в детской православной журналистике XIX (нач. XX) и XXI века), где сравниваются обе группы печати, стоит тематически особняком, но почему-то включён в «состав» 2-й Главы (это мелкий структурный огрех, очевидно, отводить отдельную главу с 1-м параграфом под сравнительный анализ автор посчитал неуместным). 5. Итак, было предпринято кропотливое сравнительно-историческое исследование, изучены 8 журналов. К каким же выводам пришёл автор (Е. Сквазникова)? Они, естественно есть, и их много (и в конце каждой из Глав, и, как и положено, в Заключении), но больше всего их в том самом «смысловом», стоящем «особняком» заключительном параграфе 2-й Главы (2.4. Сравнительный анализ воспитательных подходов в детской православной журналистике XIX (нач. XX) и XXI века). В выводах по нравственно-воспитательной миссии дореволюционных православных журналов нет сюрпризов. Конечно в Российской империи, где церковь и государство были не разделены, а православие являлось официальной идеологической основой империи, для 80% неграмотного или малограмотного (крестьянского) населения «религиозное мировоззрение» было основой мировоззрения вообще. На этих же устоях стояло и «традиционное дворянское» высокообразованное сословие. Соответственно, в такой благоприятной социальной среде у православных изданий задачи были относительно просты: «… В XIX веке педагогическая мысль была направлена на религиозно-нравственное воспитание личности, так как именно духовность будущего поколения обеспечивала его лояльность государственному строю и соответствовала идеологической теории «православия, самодержавия, народности» С.С. Уварова». «Проанализированные журналы XIX века и начала XX века позволяют сделать вывод, что детские религиозные издания во многом придерживались тех принципов и подходов к духовно-нравственному воспитанию, которые были сформулированы в трудах дореволюционных педагогов, священнослужителей и государственных деятелей. Издатели духовно-нравственных журналов… старались воспитывать в читателях религиозное чувство через близкие и понятные для них примеры – сверстников, которые показывают моральные и духовные качества православного человека…» Иное дело современная ситуация (сложная и «полифоничная»)! В социальных условиях постсоветского и «постатеистического» 100%-грамотного общества, в насыщенной (и даже «перенасщенной») остроконкурентной информационно-медийной среде, в условиях равного (на конкурентной основе) доступа к человеку различных подходов и концепций воспитания и образования (иногда диаметрально противоположных) прежние дореволюционные схемы «безмятежно-спокойного» процесса православного нравственно-духовного воспитания попросту не работают! Православию нужно доказывать свою благотворность для жизни и мировосприятия личности! В этом и состоит главный момент (фокус) нынешнего «великого спора» между современными богословами и священниками, а именно, между (условно) - «традиционалистами» (Н. Маслов, Л. Мальцева) и «новаторами» (К. Копейкин, А. Кураев). (Очевидно, что автор ВКР, переживая за миссию православия в современной России, страстно симпатизирует последним и даже переходит к конкретным рекомендациям). Так, Е. Сквазникова констатирует: «… (Сегодня) Основной задачей церкви Андрей Кураев видит миссионерство, причем адоптированное к современному обществу, которое скептически относится к православию как к отмершему элементу русской культуры и в таком же восприятии воспитывает детей. Для достижения этой задачи диакон в 2011 году выпустил серию книг «Разговор со своими»… «… В такой ситуации детской православной журналистике приходится искать особые пути взаимодействия с современной аудитории, а также использование различных подходов духовно-нравственного воспитания: 1. Совмещение традиционных и современных методов взаимодействия с детьми 2. Использование современного языка, отсутствие сложных терминов 3. Учет психологических особенностей школьников 4. Наглядность воспитания и образования 5. Синтез теологического и научного мировоззрения 6. Формирование моральных и нравственных ценностей 7. Использование новых медиа». Но, сегодня (подчёркивает автор ВКР) таких «новаторских» изданий – меньшинство (!): «… Прогрессивные подходы, такие как «Синтез теологического и научного мировоззрения» и «Использование новых медиа» используются лишь двумя журналами «Ступени» и «Сундучок». Информационное и наглядное содержание анализируемых современных журналов соответствует воспитательным принципам XIX века настолько, что можно было бы представить издания в руках дореволюционного ребенка. Итог: «… Современная духовная печать всё еще зависима от старых воспитательных традиций и старается придерживаться их в своей редакционной политике, а современными подходами, при всех возможностях электронных технологий, пользуется крайне редко. Возможно, в этом и заключается неэффективность современной детской православной прессы, и эта актуальная проблема могла бы стать темой для другого исследования». 6. Таким образом, цели и задачи автором ВКР успешно решены и замечания, которые можно сделать к работе носят скорее «технический характер», помимо уже названных «структурных шероховатостей» можно «попенять» такими мелочами: - в Оглавлении автор по невнимательности пишет - то «I.Глава», то «Глава II» (на этот раз и забыв выделить жирным шрифтом); - в ссылках и Списке литературы электронные источники (точнее интернет-путь к источнику) даются как интерактивные ссылки – синим шрифтом и с подчёркиванием (по библиографическим канонам – это лишнее); - первая ссылка в постраничных сносках не может начинаться словами «Там же» (потому что приходится смотреть предыдущую страницу, чтобы установить источник); - в указании общих страниц объёма после цифр пишется маленькая «с.», а не большая «С.». 7. Однако, это «отдельные мелкие пятна на солнце». Е. Сквазникова проделала кропотливую, огромную работу с текстами 8-ми православных журналов, изучена обширная научная литература по вопросу. Собранный в исследовании материал может пригодиться самому автору и другим, как «руководство к действию» в деле модернизации современного православного нравственно-духовного воспитания. Словом, тему можно развивать и далее, автор данной ВКР – Е. Сквазникова заслуживает «высокой положительной оценки». Рецензент: Ущиповский Сергей Николаевич доцент, кандидат филологических наук. 24.05.2018