РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Ореховой Марии Алексеевны по теме «Мультиплатформенные стратегии конвергентных СМИ (на примере Лес.Медиа, проекта журнала «Русский репортер»)» ВКР Марии Ореховой соответствует заявленной теме и ее содержание раскрывает заявленную проблематику. В работе раскрыты основные термины и категории, которыми оперирует автор, проведен анализ дискуссионных дефиниций, проведена граница между понятиями «мультимедийности» и «мультиплатформенности». Объем частей соразмерен, объем работы достаточный для раскрытия темы. Актуальность темы не вызывает вопросов, поскольку выбор успешной стратегии развития СМИ, будь то контент-стратегия или бизнес-стратегия, обсуждается как в профессиональном сообществе, так и на научных конференциях. Экономическая ситуация и особенности развития медиарынка в России не способствуют быстрому поиску ответов на поставленные вопросы. Исследование успешной практики различных СМИ помогает систематизировать результаты применения различных стратегий. ВКР основана на актуальных научных источниках, цитируются главные работы по заявленной теме, приводятся различные точки зрения научного сообщества на терминологические коллизии и на осмысление стратегий СМИ. Красной нитью в работе проходит немаловажная тема выживания печати в эпоху перехода изданий в онлайн, выбранный для анализа кейс демонстрирует возможные пути развития общенационального журнала в сложной финансовой ситуации. Работа написана в научном стиле, доступным языком, не содержит серьезных стилистических и логических ошибок, выдержана в единой стилистике повествования. Работа обладает рядом неоспоримых достоинств: - Сформулированы основные подходы к стратегии мультиплатформенности в современных СМИ, - Детально и системно проанализирован кейс «Русского репортера» и его онлайн-проекта Лес.Медиа, - Предложена классификация стратегий для СМИ по различным направлениям, - Проведены экспертные интервью, автор сам участвовал в проектах журнала. К несущественным недочетам работы стоит отнести: - Увлечение автора предметом исследования, что привело к недостаточно критическому взгляду на применение стратегий. Проект Лес.Медиа также неоднократно назван в работе «масштабным», в то время как в выводах зафиксировано отсутствие его монетизации на данном этапе. - Отдельные оформительские недочеты, включая опечатки. Названия СМИ и социальных сетей даются вразнобой кириллицей и латиницей. Таблица на страницах 51-52 могла быть вынесена в приложение. В качестве рекомендаций к работе рецензент предлагает усилить выводы, связанные с осмыслением стратегий «Русского репортера» - насколько они успешны и как можно оценить их эффективность, в какой мере другие СМИ могли бы использовать наработки конкретного издания, какова конкурентная среда проекта Лес.Медиа. В целом работа соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР бакалавров. Анализ заимствований показал 18%, что обусловлено цитированием источников и повторяющимися элементами оформления. ВКР Марии Ореховой можно оценить положительно.