Выпускная квалификационная работа Ларионовой Маргариты Алексеевны посвящена актуальной и значимой теме, перспективной, с точки зрения, теории журналистики и массовых коммуникаций. Современные политические вызовы, локальные войны, использование силовых приемов в разрешении конфликтов, терроризм и экстремальные ситуации актуализируют изучение заявленной дипломанткой темы. Профессиональная журналистская коммуникация в «горячих точках», которая рассматривается в различных аспектах – правовом, организационном, морально-этическом, технологическом, безусловно, заслуживает самого пристального исследовательского внимания. Цель научного исследования определяет предметно-объектное поле и задачи, которые решает соискатель. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена феномену фоторепортажа и специфике его воздействия на аудиторию. Определяются понятия «фоторепортаж» и «фотоиллюстрация», критерии их дифференциации в журналистике, а также исследуются этические, эмоционально-психологические аспекты воздействия фотоиллюстрации, представлены взгляды ученых и фотографов на специфику фотоиллюстрации. Методически оправдано изучение теоретических аспектов функционирования фоторепортажа из «горячих точек». Однако описательный характер механизма воздействия фоторепортажей целесообразно дополнить аналитикой относительно точек соприкосновения трех перечисленных функций фотоиллюстраций. Автор обращается к стихийным бедствиям на Кубани в 2012 году, освещению данного события в серии фотопортретов. Логично сопоставить функциональный потенциал фотоиллюстрация из зоны военных действий и стихийных бедствий. Чем отличаются их методы воздействия на аудиторию? Особенно для начинающих специалистов СМИ профессионально важен параграф 1. 3. Особенности работы журналиста в «горячих точках», который имеет прикладное значение. Неоднократно дипломантка подчеркивает опасность работы журналиста. Безусловно, следуя журналистской этике, принципам образовательной социализации, которая реализуется в каждом научном исследовании, стоит вспомнить имена журналистов, погибших при исполнении профессионального долга. Многие примеры, иллюстрирующие теоретические положения ВКР, связаны с событиями в ДНР 2014-2015 годов. В этой связи стоит рассказать о работе тех журналистов, которые освещали войну в Донбассе и погибли в 2014 году. Вспомнить оператора «Первого канала» Анатолия Кляна. На ТВ он проработал 40 лет. На его счету тысячи съемок, сотни командировок, в том числе в районы военных действий: Югославия, Ирак, Афганистан. Игорь Корнелюк, корреспондент ВГТРК, звукорежиссер Антон Волошин погибли под Луганском, Андрей Стеник, фотокорреспондент МИА «Россия сегодня» погиб под Донецком. Военные действия в ДНР унесли жизни фотографа украинской газеты «Сегодня», итальянского фотокорреспондента Андреа Роккелли. Этот трагичный список журналистов можно продолжить. Сделать обобщения об особенностях их работы в «горячих точках», проанализировать их фоторепортажи целесообразно для расширения научного поля обозначенной автором проблемы. Во второй главе проводится анализ особенностей воздействия фоторепортажей из «горячих точек» на общественное сознание (на примере журнала «Русский репортер»). Категориальный аппарат первой главы выступает хорошим инструментарием анализа в эмпирической части. Правда, не слышно убедительного голоса автора ВКР в аргументации выбора данного издания, периодичности журнала: 7 номеров за 2014-2015 годы. В качестве аргументация контента издания дипломантка называет военные действия на Востоке Украины (с. 28, 37). Однако в этом регионе война продолжается и сегодня, в 2018 году. Стоит конкретизировать заголовок параграфа 2. 1. Роль фоторепортажа в ориентировании читателей «Русского репортера». Здесь логично исследование приемов эстетического воздействия на аудиторию, изучить соотношение эстетического и этического в фоторепортаже. Вторая глава состоит из двух параграфов. Как продолжение теоретических размышлений автора, структурно вписывается еще одно направление, а именно, «Портрет в лицах: работа фотокорреспондента в «горячих точках». Маргарита Алексеевна Ларионова анализирует фоторепортаж из зоны бедствия в Непале 2015 г., последствия землятресения ( с. 51) и журналистский спецпроект о войне в Украине (с. 53). Такой тематически разноплановый контент, будет оправдан, если предварительно подвести под него категориальный аппарат, представляющий структуру журналистики «горячих точек». Иначе создается впечатление мозаичности и фрагментарности аналитической базы. Использование фотографий, схем, таблиц, графиков, диаграмм, иллюстрирующих положения исследования, придали бы ВКР глубину и наглядность. Анализировать фотоиллюстрацию и при этом не представлять визуальный ряд выглядит не логично. При всей актуальности ВКР, хотелось бы выразить ряд пожеланий: 1. Конкретизировать объект исследования, сняв противоречие между заявленным во введении содержанием и эмпирической базой второй главы. 2. Расширить методологическую базу и объяснить сущность метода контент-анализа, об использовании которого заявляете во введении. 3. Заключение носит абстрактный характер и не отвечает на вопрос о достижении цели и решении поставленных задач исследования. 4. Использовать Приложение как форму визуализации и обобщения научной информации. Система Blackboard зафиксировала заимствования, содержательное изучение которых указывает на их технический характер. Выпускная квалификационная работа Ларионовой Маргариты Алексеевны соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и заслуживает положительной оценки. Рецензент: кандидат социологических наук, доцент кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Института «ВШЖиМК» СПбГУ Л. П. Марьина