РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Куприяновой Арины Сергеевны по теме «Школьная пресса в контексте медиаобразования» Арина на первый год занимается этой темой и на прошлой конференции молодых исследователей была секретарём секции по школьной журналистике. Этот опыт помог дополнить исследование многочисленными экспертными интервью. Приводятся совершенно разные мнения на тему развития школьных медиа, и в итоге получается широкая картина, в которой есть проблемы и даже пути решения. При этом самостоятельных выводов не хватает, как и успешного опыта по созданию школьной газеты. Хорошо, что Арина не скрывает трудности, с которыми столкнулась в процессе создания газеты, однако, не очень понятно, почему предложенная ею модель собственного СМИ сможет воплотиться в жизнь. Действительно ли этой модели соответствует предложенная 12-типолосная газета тиражом 500 экземпляров?.. Не стоило ли расширить тему и задаться вопросом: если нынешние подростки не читают газеты, тем более школьные, может, стоит развивать детскую журналистику в пространстве социальных сетей и мультимедийных платформ. Тем более такие примеры есть в Томске, Новосибирске, Пушкине, один из экспертов в дипломе об этом говорит, но вскользь. Ученики нашего профильного журналистского класса при СПбГУ год назад перестали заниматься только газетой, а учатся верстать свои мультимедийные проекты на Тилде, распространять их через паблики в социальных сетях и получать реакцию широкой аудитории, шире, чем аудитория традиционной школьной газеты. Один из экспертов пеняет нам и нашим коллегам на то, что «преподаватели СПбГУ почувствовали себя отстающими от требований времени и принялись осваивать модные формы, при этом забывая о качественном содержании». Арине не надо было далеко ходить, и можно было бы уточнить у своего научного руководителя или меня – действительно ли качество страдает от того, что подростки осваивают новые платформы. Этот тезис часто повторяют коллеги, которые считают, что интернет по определению сказывается на снижении качества. Но на примере профильного класса при СПбГУ мы видим, что если в газете «Эпиграф» появлялись аналитические, проблемные, дискуссионные материалы, то они никуда не исчезают с сайта «Союз печатников» тех же авторов, напротив, мультимедиа позволяет эти сложные темы донести до большей части аудитории, сделать эти темы понятнее и ближе, не значит, хуже. Хорошо, что Арина затрагивает проблему цензуры в школьных медиа, грамотно формулирует вопрос о том, как развивать у подростков медиаграмотность, но эксперты почти уходят от ответа, не приводят конкретных кейсов, упражнений или проектов на эту тему. А ведь в России, в Беларуси, Германии существуют такие проекты, целые сборники упражнений для школьников, которые можно было бы проанализировать. Арина обещает предложить варианты того, как школьное издание может стать источником медиаграмотности. Предложение ограничивается рубрикой «Школьный обзор» и киноклубом. А как ещё можно развивать медиаграмотность? Автор сетует на то, что аудитория школьной прессы – педагоги, дети и родители и «возникают вопросы, как угодить всем». Точно ли нужно угождать всем и точно ли у школьной газеты такая аудитория? Не всегда видна связь между озвученными проблемами и предложенной моделью собственного СМИ. К примеру, среди проблем называется необходимость выпускать корпоративные школьные газеты. Напрашивается выход – не писать о школе, а писать о городе, о подростковых проблемах, интересах. Но Арина предлагает рубрики, в названии которых только школа («Школьные новости», «Школьная тема», «Школьные заботы», «Школьные интересы», «Школьная история», «Школьное мнение», «Школьная цифра», «Школьные успехи», «Школьный результат»). Дальше автор пишет, что надо рассказывать о жизни в школе и за её пределами, но рубрики о том, что там за пределами – не предлагается. О чём надо писать школьникам, чтобы заинтересовать аудиторию и своих сверстников? В общем объеме диплома мнения экспертов и опрошенных студентов занимают, на наш взгляд, слишком много места по сравнению с тезисами и выводами автора. Возможно, цитаты стоило сократить и выбрать главное из них, а не вдаваться в подробности, как один из экспертов радуется, когда его «дети-утята» называют его «папой-утк». Наверное, в заявленной теме школьной прессы в контексте медиаобразования необходимо было разбираться и в том, куда сегодня идёт эта пресса и опрашивать не только педагогов, но и самих школьников. Почему о медиапредпочтениях подростков отвечают только взрослые и студенты? Тем более, что цель работы такой и заявлена – определить наиболее эффективную модель современного школьного издания с точки зрения процесса медиаобразования. На мой взгляд, цель не вполне достигнута. При этом стоит отметить, что это первая дипломная работа на эту тему, которая не просто освещает положение вещей, но и поднимает проблемы, с которыми сталкивается школьная пресса. И это внимание к проблемам отрасли и попытка разобраться в них – самая сильная часть дипломной работы. «24» мая 2018 г Преподаватель-практик кафедры цифровых медиакоммуникаций, кандидат политических наук Е. А. Королёв