РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Колотушкиной Юлии Павловны по теме: «Тележурналистика в интернете: адаптация форматов» Работа Колотушкиной Юлии Павловны посвящена особенностям презентации телевизионных материалов в сети интернет. Актуальность данного исследования не вызывает сомнений, что и подкрепляет автор во Введении данными статистики. Акцент в исследовании сделан на материалах интернет-телеканалов, которые не имеют офлайновых версий. Выпускная квалификационная работа состоит из трех частей. В первой главе Колотушкина Ю.П. рассматривает этапы освоения телевидением интернет-пространства. Автор опирается на достаточное количество источников и теоретических разработок при описании эволюции презентации телеканалов в сети. Вместе с тем в разделе 1.3, где описывается адаптация телевизионных жанров в интернет-среде, можно было также упомянуть особенности восприятия информации в сети и представить более развернутые выводы о том, как же всё-таки, по мнению автора, интернет влияет на телевизионные материалы. Во всей работе в целом чувствуется некоторая робость Колотушкиной Ю.П. в озвучивании собственной позиции по рассматриваемому вопросу, хотя это могло бы сделать исследование более законченным и дать оценку с точки зрения пользователя контента. Так, во второй и третьей главах исследования рассматривается адаптация телеформатов на примере телеканалов «Дождь» и «PITER TV», которые имеют вещание только в интернете. Но в выводах не хватает мнения автора о том, как отличаются темы и подача материалов в интернете от традиционного эфирного вещания. Нет четкого ответа на вопрос, меняется ли общая организация эфира в зависимости от платформы размещения. Логика представления исторической справки о телеканале «Дождь» даёт возможность сделать выводы о том, что полноценный переход в интернет-среду и особенности подачи информации – это следствие кризисной ситуации, с которой канал столкнулся в 2014 году. То есть это вынужденная мера, связанная с ограничением финансирования и возможностей вещания. Но этот момент не нашел отражения в выводах автора. Колотушкина Ю.П. описывает характерные черты вещания телеканала «Дождь» (съемки мобильными устройствами, активное представление внутриредакционной кухни в эфире, использование игровой подачи информации и неформального общения в кадре), но эти особенности не отражают в полной мере адаптации канала к интернет-платформе. Скорее, это описание характерных черт «Дождя» как телеканала, который стремится представить альтернативную информационную картину дня. Было бы интересно проследить, какие черты для материалов были заимствованы из эфирного вещания, а какие появились только после полного перехода в интернет. Автор исследования упоминает о многочисленности аудитории «Дождя», но хотелось бы сравнить эти цифры с другими интернет-каналами, чтобы понимать реальную востребованность этого телеканала. При этом можно согласиться с тезисом Колотушкиной Ю.П. о том, что «грамотно составленная политика ведения Twitter и FaceBook – основа успеха телеканала «Дождь» (С.32), так как именно в этих социальных сетях находится основная целевая аудитория данного вещателя. В третьей главе описываются особенности вещания канала «PITER TV», и нужно отметить, что здесь аспекты адаптации телематериалов к интернет-платформе прописаны более подробно и логически выверено. Единственный момент, который хотелось бы отметить в связи этой главой – это упоминание такого способа подачи информации как «текст+фото». Автор отмечает, что такие материалы преобладают на данном канале и видео в целом является дополнением к текстовой новости. Однако в выводах не достаёт размышления о том, насколько это соотносится с традиционным пониманием телевидения, где основную нагрузку несет видеоизображение. Также, в качестве небольшого комментария, хочется обратить внимание на оформление диаграмм, представленные в исследовании. Так, в графике «Программы с наибольшим количеством просмотров» (стр. 38, рис.1) наличие развлекательного аспекта отмечено оранжевым цветом, а его отсутствие голубым. На следующей странице в графике «Сюжеты на тему выборов президента» (стр.39, рис.2) цвета распределены наоборот, что вводит в заблуждение при чтении. Было бы нагляднее придерживаться единого цветового обозначения сходных характеристик. Согласно сведениям об анализе текста данной работы автоматической системой BlackBoard, процент неавторского материала составляет 18 процентов, что, на наш взгляд, не является объективным показателем, так как в суммарный итог входит перечень фамилий авторов изданий, названий самих изданий, а также некоторых цифровых и словесных формальных моментов. В целом, выпускная квалификационная работа Колотушкиной Юлии Павловны «Тележурналистика в интернете: адаптация форматов» является самостоятельной научно-исследовательской работой и заслуживает положительной оценки, а ее автор – присвоения искомой квалификации. 28.05.2018 Максим Анастасия Андреевна, Старший преподаватель кафедры телерадиожурналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ