Рецензия на выпускную квалификационную (дипломную) работу обучающегося СпбГУ студентки 4 курса очной формы обучения направления «Журналистика» Долговой Евгении Александровны по теме «Презентация образа России в современных трэвел-программах» Научный руководитель ˗˗ кандидат филологических наук доцент Е.П. Почкай Кафедра телерадиожурналистики Содержание представленной работы в целом соотвествует заявленной теме, которая раскрыта достаточно подробно на базе обширного и разнообразного эмпирического материала, хотя сама по себе эта тема настолько обширна, что в рамках ВКР её полное раскрытие вряд ли преставляется возможным. Тем не менее, сравнение самых свежих примеров отечественных и зарубежных трэвел-программ о России позволяет говорить об определённой научной новизне исследования. Актуальность темы, обоснованная автором во введении, не вызывает сомнений. В целом структура ВКР логично выстроена для достижения поставленной цели. В первой главе, на основании современной научной литературы автор вдумчиво систематизирует факторы, влияющие на создание образа России, жанровые и форматные характеристики трэвел-передач, помогающие журналисту наиболее эффективно представлять информацию о стране. Эта часть ВКР может иметь и практическую ценность – знакомство с приведенным материалом поможет трэвел-журналисту выбрать наиболее подходящую форму при подготовке своей программы. Также на основании анализа конкретных телевизионных передач автор пытается выявить отдельные элементы образа России в трэвел-программах. Однако некоторые выводы носят спорный характер. Говоря о путевом очерке (стр.26), автор сообщает, что «... на российском и западном телевидении нами не было обнаружено хороших примеров трэвел-программ в этом жанре, рассказывающих о России.». Это утверждение можно расценить лишь как самокритику по поводу недостаточного ознакомления с историей предмета. Путевые очерки о России на западном телевидении были и остаются весьма популярны на протяжении десятилетий, особенно с начала политических изменений в 90-х годах. В качестве примера можно привести фильмы цикла «Gerd Ruge Unterweg» на телеканале ARD (1-е телевидение Германии). Не могу согласиться и с утверждением автора о том, что зарисовка как жанр в современной трэвел-журналистике не встречается (стр. 27). Встречается, и достаточно широко. В качестве примера зарисовок можно назвать серию «Postcard from…» на Евроньюс, и, в определённой степени, «Schätze der Welt» («Мировые сокровища») немецкого телеканала SWR (в России их можно видеть на канале «Культура»). Вторая глава посвящена углубленному анализу специфики формирования образа России и состоит из двух подразделов – отечественные и зарубежные телеканалы. Говоря об отечественых программах, автор приводит большое количество примеров. Но основной массив текста имеет описательный характер. Автор подробно, с интересными цитатми, излагает содержание программ. Однако в материале не хватает обобщений и выводов о тенденциях и возможных путях развития данного направления журналистики. Не затронут и целый класс программ, которые также можно отнести к трэвел-журналистике - передачи местных телеканалов о путешествиях по своему региону. Ведь они тоже создают образ у зрителя образ России, который, к тому же, легко и без больших затрат можно проверить на своём опыте. Пример можно видетьна канале Санкт-Петербург – «Малые родины большого Петербурга» https://topspb.tv/programs/981/ и «Путешествия по провинции» https://topspb.tv/programs/1141/ Это скорее краеведение, путешествие по близким местам, открывающее неожиданные ракурсы, путешествие не вдаль, а вглубь. В том же ключе в ВКР говорится и о зарубежных трэвел-программах по России – подробное изложение сценария тех же программ, о которых упомянуто в главе 1, с весьма краткими выводами, без анализа тенденций и их причин. К тому же выбор программ в основном касается экстремальных и развлекательных передач, хотя это далеко не полный спектр программ о России на зарубежных телеканалах. Есть и ряд спорных утверждений. Так, на стр. 72 сказано: «...программа «Хэллоу, Раша!» позиционирует себя как проект, рассчитанный исключительно на зарубежную аудиторию». Звучит странно, ведь речь идёт о программе, выходящей на российском канале «Пятница». Да и зрители украинского канала «Интер», на котором этот проект был придуман, хорошо знакомы с российскими реалиями, несмотря на всем сложности отношений между нашими странами в последние годы. На той же стр. 72 автор утверждает: «...последние несколько лет зарубежные телекомпании не снимают новые трэвел-программы о России». Не могу с этим согласиться. Так, например, в программе «Länder, Menschen, Abenteuer» («Страны, люди, приключения») немецкого телеканала ARD ежегодно выходят полноформатные документальные фильмы о путешествиях по России. Последние премьеры, показанные весной этого года по каналам NDR, RBB, MDR, входящим к группу каналов ARDЮ частности, двухсерийный фильм «Путешествие по Волге», получили высокие рейтинги и большое количество положительных откликов немецких зрителей. При этом фильмы-путешествия по России, вышедшие в этом цикле (путешествия по Енисею, вокруг Ладоги, по Транссибу, на Чукотку, и т.п.) доброжелательно, позитивно и без лишнего экстрима показывают как страну, так и её жителей. Это противоречит выводу автора на стр. 75. К недостаткам ВКР и можно отнести некоторые фактические неточности: - стр. 59: «Во время программы ему придётся участвовать в погоне за нарушителями, сидя в танке...» - это Вилли Джонс по собственной серости называет его танком. На самом деле это вездеход ГТТ – гусеничный транспортёр-тягач. - стр. 36: «Только два телеканала целиком посвящены путешествиям по России – «Моя планета» и «Русский Туристический Гид» (РТГ)». На самом деле канал «Моя планета» посвящена путешествиям по всему миру, хотя Россия занимает в его контенте существенное место. Есть ошибки просто курьёзные, к тому же повторённые дважды, что исключает версию опечатки (стр. 17): «На подъезде к городу Осташков, .... несколько лет висел бампер, сделанный автолюбителями: «В Осташкове дорог нет». Этот бампер начальство снимало, но он опять появлялся, .....». Можно, конечно, предположить, что отчаявшиеся водители вывешивали бамперы, отвалившиеся на действительно ужасных дорогах Осташкова. Но на самом деле там, конечно, висел баннер. Кстати, и цитата неточная. На самом деле на осташковском баннере было написано «В этом городе нет дорог!!!» Вызывает удивление фраза на стр. 58 «...в программе присутствуют элементы антисталинской пропаганды: приезжая в Воркуту, ведущий ходит по рельсам, повторяя, что под этой дорогой, возможно, лежат сотни трупов узников ГУЛАГа, которые погибли при постройке этого масштабного сооружения.» К сожаления, это не пропаганда, тем более «антисталинская», а исторический факт, о котором нельзя забывать или умалчивать. И что касается оформления: стр.35 - пустая. Тем менее, столь придирчивое перечисление рецензентом недостатков и замечаний не умаляет большой работы, проделанной автором в стремлении к достижению заявленных целей. Для заинтересовенного исследователя эта ВКР может стать прочным фундаментом для углубленного изучения темы трэвел-журналистики. Работа написано хорошим языком, читается легко и с интересом, не перенасыщена научной терминологий, содержит много актуальной информации. Таким образом, полагаю, что выпускная квалификационная работа Долговой Е. А. соответствует необходимым требованиям и заслуживает положительной оценки. Рецензент: Чиженок Александр Евгеньевич, старший преподаватель кафедры телерадиожурналистики 24 мая 2018 г.