РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Волковой Полины Дмитриевны по теме «Ритмическая организация новостного радиотекста» Выпускная квалификационная работа Волковой Полины Дмитриевны посвящена исследованию ритма речи, который является важной составляющей человеческого общения вообще и человеческого общения посредством средств массовой информации в частности. Исследование отличается тщательностью обзора терминологического аппарата, использующегося в анализе, и подходов к изучению ритмической организации медиатекста, встречающихся у разных исследователей. Обоснован выбор метода исследования. Название работы полностью соответствует содержанию исследования. Заявленная тема раскрыта полностью. Структура ВКР обуславливается поставленными в исследовании задачами и служит их решению. Важным преимуществом работы является то, что автор видит свою задачу не только в том, чтобы внести теоретический вклад в исследование ритмической организации радионовостей, но и представить практически значимые выводы, которые были бы полезны практикующим радиожурналистам в их работе. Автору это, несомненно, удалось. Исключительно важно, что к своим выводам автор приходит на основании данных эксперимента с участием слушателей радионовостей. Среди практически значимых выводов стоит отметить следующие: 1. «Ключевыми в исследовании ритма новостного радиотекста являются наиболее частотные фразы» (стр. 40) 2. «Статистический подход к исследованию ритмической структуры периода позволяет проследить фразовое движение в нем и выявить выделенный компонент, набор фраз, формирующий данный период» (там же). 3. Анализ фоноабзаца позволяет сделать вывод, что «возможной причиной, вызывающей ухудшение качества восприятия сообщения, является расположение в рамках небольшой по объему текстовой единицы (в 4 периода) двух длинных периодов, имеющих высокую концентрацию информативно значимых фраз» (стр. 41) 4. Любой количественных показатель (денежная сумма или число жертв) всегда находится в акцентновыделенной позиции фразы (стр. 63). Стоит отметить, что последний вывод перекликается с данными смежных лингвистических дисциплин, в частности с данными теории перевода. В теории перевода числовая информация носит название прецизионной, т.е. относящейся к точности, и играет в практике устного перевода важнейшую роль. Внимание переводчика должно быть особенно сконцентрировано на подобной информации, т.к. она является уникальной для данного сообщения и чаще всего не является частью фонового знания переводчика. В терминах работы переводчик является активным слушателем, состояние которого «выражается в большей сосредоточенности и концентрации внимания» (стр. 23). В работе используется современная литература по теме и достижения науки и практики, дано развернутое обоснование выводов. Работа доступна для чтения. Среди недостатков рецензируемой выпускной квалификационной работы отметим следующие: 1. В работе отсутствуют выводы по главам. 2. Название второй главы «К вопросу о взаимосвязи ритма с планом содержания текста» больше подходит жанру научной статьи, а не выпускной квалификационной работы. 3. Обзор теоретических источников не имеет четкой логики; создается впечатление, что автор поставил задачу описать как можно больше исследований, а не последовательно описать понятия и концепции, которые используются в работе. Отсюда возвращение к описанию понятий, которые уже затрагивались ранее, движение по кругу. 4. Отсутствуют переходы от одного раздела работы к другому, в частности от первой главы ко второй (в терминах журналистики отсутствует «подводка» к новому разделу). Поэтому непонятно, почему последующий раздел посвящен именно тому, чему он посвящен, а не чему-то другому. Иначе говоря, страдает связность текста работы. Одной из причин, почему создается подобное впечатление, как раз и является, в частности, отсутствие выводов к главам, как отдельного раздела работы. Тем не менее, все из перечисленных замечаний касаются лишь плана выражения, а не плана содержания. Концептуально работа не вызывает возражений. Работа соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам по уровню бакалавриата в Санкт-Петербургском государственном университете, и заслуживает оценки «отлично». __________________ Голубев Вадим Юрьевич _________________