Рецензия На выпускную квалификационную работу обучающегося СПБГУ Брызгалиной Марии Дмитриевны «Коллективный портрет в корпоративном фильме» Выпускная квалификационная работа Марии Брызгалиной носит творческий характер. Таких дипломных проектов немного, ведь работа над ними не исключает и проведение научного исследования. Фактически автор выступает в двух ролях – как исследователь темы и как создатель творческого проекта, в данном случае – корпоративного фильма. Автор демонстрирует тем самым полученные навыки работы с научным материалом , навыки по созданию аудиовизуального произведения и свои творческие способности – по моему глубокому убеждению, именно так и должна выглядеть выпускная квалификационная работа будущего тележурналиста. К слову сказать, на нашей кафедре телерадиожурналистики , которая является выпускающей, приветствуется создание подобных работ, и нам, как научным руководителям , совместная деятельность по созданию таких проектов очень интересна, но, как правило, студенты выбирают другой путь- научно-исследовательские дипломы. Я не могу сказать, что он легче. Он линейнее, а творческий диплом- объемнее, поскольку это, в первую очередь, мультизадачность. И автор рецензируемой работы, на мой взгляд, продемонстрировала свое умение справляться со многими задачами одновременно. Но вернемся к теме представленного дипломного сочинения. Что касается корпоративного фильма, он также как сама ВКР, находится на стыке жанров. Ссылаясь на существующие определения, автор справедливо подчеркивает « По своей природе корпоративный фильм стоит на стыке телевидения, рекламы и кино»(с.20). Исследовав классификацию корпоративных фильмов, Мария Брызгалина пишет «Таким образом, мы выделили два определения корпоративного фильма — sponsored film и art corporate film. Граница между этими двумя определениями, на наш взгляд, весьма тонкая, и существование второго определения обуславливается наличием в корпоративных фильмах всех приемов и средств выразительности, присущих художественным фильмам. В нашей работе мы будем исследовать sponsored film, то есть, рекламный фильм. Однако это определение не исключает существование сценария и сюжетной линии, которая развивается согласно определенным драматургическим канонам» (с.25). Автор предлагает собственный вариант классификации , на основе которой созданный ею фильм является относится «а) к фильмам для внешнего использования, а именно потенциальных клиентов, так как рассчитан на абитуриентов, которые только выбирают ВУЗ для поступления, б) к презентационным фильмам, так как в большей степени показывает Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций». (там же). К достоинствам рецензируемой работы следует отнести также богатую эмпирическую базу – автор исследует большое количество иностранных источников, материалы международных фестивалей, анализирует корпоративные фильмы зарубежных и российских университетов- все это делает дипломное сочинение актуальным, обладающим бесспорной научной новизной. Отмечу и стройную, логическую структуру работы, последовательное решение обозначенных задач, хороший язык изложения. Часть второй главы посвящена описанию авторского замысла корпоративного фильма , технологии его создания , от сценария, выбора героев и локации до съемочного процесса и постпродакшн. В качестве замечания к теоретической части дипломного проекта хочу высказать свое мнение по поводу возникшей, на мой взгляд. терминологической путаницы. Спорно утверждение автора, что коллективный портрет- это средство выразительности.(с.40,44) Выразительные средства кинематографа, а за ним и телевидения -- художественные средства, посредством которых осуществляется раскрытие темы и главной идеи фильма -кинематографические планы, специальные переходы между кадрами и эпизодами, организация пространства и времени и монтаж, а также слово, музыка и звук. Фильм-портрет, в том числе и коллективный портрет- это жанр, способ существования авторского замысла, , но не средство. К тому же, говоря о коллективном портрете, автор ни разу не называет, чей же он? Впрочем, эти замечания носят ,скорее, дискуссионный характер, и не влияют на общее хорошее впечатление от работы Творческая часть выпускной квалификационной работы – корпоративный фильм- на мой взгляд, реализована успешно. Фильм хронометражем 6 минут состоит из синхронов китайских студентов и преподавателей кафедры международной журналистики, автор умело использует включение таких элементов как стендап и закадровый текст, динамический темпоритм создает музыка. Хорошо подобраны локации – автор как бы раздвигает границы факультета, показывая исторические интерьеры СПБГУ, знаменитый коридор и Большую химическую.Герои фильма- не только студенты, но и состоявшиеся специалисты, и такая связь с будущим показывает перспективность образования и мотивирует на его получение в этом учебном заведении, что, по сути. и является целью корпоративного фильма. Кое-чего , на мой взгляд, не хватает - к примеру, более насыщенной информации об Институте, интервью директора. Есть и небольшие упущения - рассказ о творческом конкурсе китайских студентов идет на видеоряде русских лиц. Однако в целом автор с поставленной задачей справился, и фильм вполне может быть использован для продвижения образовательных услуг Высшей школы журналистики в среде китайских абитуриентов. Резюмируя, возвращаюсь к началу своей рецензии. Можно только поддержать такие работы, как работа Марии Дмитриевны Брызгалиной, которая продемонстрировала не только навыки исследователя, но и профессиональные навыки, полученные студенткой в ходе специализации по телерадиожурналистике. Все поставленные задачи успешно решены, создан фильм, имеющий практическую ценность для ВШЖиМК. В случае успешной защиты, работа заслуживает высокой положительной оценки. 29 мая 2018г. Кандидат филологических наук, доцент кафедры ТРЖ СПБГУ Марина Игоревна Маевская