Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу студента очной формы обучения Образовательная программа «Востоковедение и африканистика» Профиль «История Кавказа (Армения)» Парусовой Натальи Валерьевны Армянский квартал Авлабар в Тбилиси: история его местности и его жителей Дипломная работа Натальи Парусовой освещает историю квартала Авлабар, исстари известного как место проживания армянского населения г.Тбилиси. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В центре внимания исследования – обзор истории возникновения квартала и заселения его армянами. В связи с этим логически вытекает необходимость проследить миграционный процесс армянского народа в Грузию, привилегии армян и род их деятельности в Тифлисе. Шаг за шагом студентка грамотно и логически дает обзор истории возникновения старинной крепости Авлабар, служившей издревле царской резиденцией, рассматривает два варианта этимологии топонима «авлабар», проводя параллели с грузинским, армянским и арабскими языками. При переходе к современному материалу, Наталья Парусова рассматривает важнейшие объекты на территории Авлабара: старинное кладбище Ходжеванк и его нынешнее состояние, церковные постройки – действующие и разрушенные, армянский драматический театр им. П.Адамяна, культурно-образовательные центры. Особое внимание Наталья уделяет роли церкви в повседневной жизни армянского населения Авлабара, ее особенной активности за последнее время. Актуальность избранной темы очевидна – ведь после 2004 года в Грузии начался процесс интеграции представителей малых народностей, проживающих в Грузии, в местное общество. Внешне неагрессивным методам грузинского правительства стало противиться армянское население Тбилиси, в частности, квартала Авлабар. Закрытие армянских школ и классов, упразднение и русских школ, спровоцировало волну протеста и предчувствие угрозы национальной самоидентификации армян, хотя со стороны руководства Грузии, это проявление мягкой силы расценивается, как желание видеть талантливых представителей армянского населения Тбилиси и других городов в среде занятого, трудоустроенного и образованного грузинского общества. Иными словами, довольно популярная политика многонациональных государств, имеющих целью вовлечение изолированных народов, проживающих на территории страны, в местное общество, была воспринята армянами Тбилиси, как открытая угроза в отношении сохранения армянского языка, религии и культуры в целом. Все вышеперечисленные факторы отразились на необходимости сохранить самоидентификацию армян Армянской апостольской церковью и в создании центров по распространению армянского языка, слова божия, народных танцев и даже кулинарных традиций среди юного населения Авлабара и прилегающих районов с армяноязычным населением. Безусловно, помимо положительных качеств исследования Н.Парусовой, в работе есть и некоторые минусы: местами слишком тяжеловесные обороты, вынуждающие перечитывать отдельные предложения по несколько раз; слишком подробное описание армянского тифлисского диалекта (с.18); использование концевых сносок вместо постраничных, что облегчило бы восприятие текста. В целом, как научный руководитель я постоянно наблюдала огромный интерес к исследуемой теме, что, безусловно, отражает и сам текст дипломной работы. Наталье Парусовой удалось самостоятельно собрать материал по теме исследования, полностью погрузиться в работу и в срок предоставить авторское исследование, которое в будущем может стать основой для многочисленных публикаций и кандидатской диссертации в случае продолжения обучения в аспирантуре. Исходя из вышесказанного, в рамках поставленных целей и задач, на мой взгляд, студентка справилась с поставленной задачей. Работа Натальи Парусовой выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ВКР СПбГУ и заслуживает положительной оценки. К.и.н., ст. преподаватель Кафедры ЦАиК Диана Кикнадзе