Отзыв о выпускной квалификационной работе студентки четвёртого курса кафедры семитологии и гебраистики Восточного факультета Д. П. Мачулиной «Фантастический элемент как возможность побега от реальности в произведениях Э. Керета» Этгар Керет (родился в 1967 г.) – известный израильский писатель, которого знают, читают и ценят во многих странах, в число которых входит и Россия. Его творчество опровергает, по крайней мере, два стереотипа: о том, что в Израиле не пишут коротких рассказов и не пишут фантастику. В произведениях этого автора широко представлено и то, и другое. Короткий рассказ занимает большое место в его творчестве, а фантастический элемент играет важную роль в воплощении художественных замыслов. Яркой особенностью этих рассказов является их очевидная гуманистическая направленность. Их темы почерпнуты из повседневной израильской жизни, а язык сознательно сниженный – писатель, как он сам говорит, ни в коем случае не желает возвышаться над своими героями. Хотя эта сторона его творчества вызывала иногда негативный отклик и упрёки в «бедности языка». Представленная к защите работа основана на изучении большого количества научной литературы: израильской, американской, европейской и русской. Это обеспечило широкий подход к освещению темы сочинения. Кроме того Д. П. Мачулина прочла и перевела значительное количество рассказов этого автора из сборников разных лет. Перевод десяти из них включён в работу. Эти рассказы выбраны таким образом, чтобы максимально широко представить интересующую автора тему, а именно: фантастический элемент в творчестве писателя, его роль и особенности использования. С подробного рассмотрения фантастического элемента в художественной литературе начинается основная часть работы. Здесь кстати пришлась монография Орциона Бартаны, посвящённая фантастическому элементу в израильской литературе, правда, к сожалению, в литературе предыдущего поколения, которое условно называют «поколением государства». Но автор монографии далеко выходит за пределы обозначенного периода, захватывая, практически значительную часть следующего за ним, постмодернистского, периода, к которому относится творчество Э. Керета. Глава о бегстве, исчезновении из реальности как литературном приёме продолжает работу. Далее следует раздел, знакомящий нас с произведениями Э. Керета «в контексте израильского постмодернизма». В этой же главе подробно рассматривается зависимость между «видом побега от реальности» и «типом фантастического элемента». В последней четвёртой главе автор обращается к подробному анализу переведённых рассказов, стараясь при этом детально проанализировать роль фантастического элемента. За анализом следуют выводы. Хочу подчеркнуть тот факт, что выделение и анализ фантастического элемента в прозе Э. Керета предпринимается впервые. 3 июня 2018 г. Научный руководитель работы Л. В. Малыгина