ОТЗЫВ научного руководителя о выпускном квалификационном сочинении обучающейся IV курса бакалавриата (направление 030800 «Востоковедение, африканистика») Кафедры тюркской филологии СПбГУ Юлии Константиновны Капустиной «Художественные особенности новелл сборника Ахмеда Хамди Танпынара «Abdullah Efendi'nin Rüyaları» («Грёзы Абдуллаха Эфенди») как произведений модернизма» Темой сочинения Ю.К. Капустиной было избрано новеллистическое творчество выдающегося турецкого писателя-прозаика и историка литературы Ахмеда Хамди Танпынара (1901-1962). Творчеству Ахмеда Хамди Танпынара, одного из основоположников модернизма в турецкой прозе, до начала XXI в. совсем не уделялось внимания в отечественном литературоведении, в основном, по идеологическим соображениям. Нельзя считать его творчество достаточно изученным также и турецкими, равно как и европейскими учёными. Между тем А.Х. Танпынар был не только яркой фигурой в турецкой литературе сам по себе, но его творчеством вдохновлялись и вдохновляются многие последующие литераторы, в частности, Орхан Памук. Этим и определяется несомненная актуальность темы исследования. Новеллистике Ахмеда Хамди Танпынара были посвящены и некоторые предыдущие квалификационные сочинения и научные доклады Ю.К. Капустиной, однако в них присутствовал анализ лишь отдельных произведений писателя. Задача определить отличительные черты всех новелл, составивших сборник «Грёзы Абдуллаха Эфенди», выявить объединяющие их мотивы и особенности организации повествования была поставлена автором настоящего сочинения впервые. Автору работы в своих изысканиях пришлось идти по практически непроторенной стезе: в его распоряжении были только два исследования на русском языке творчества А.Х. Танпынара как романиста, две русскоязычные работы о модернизме в турецкой литературе в целом, очень малое количество исследований новеллистики писателя на турецком языке, а также две англоязычные работы, не касавшиеся непосредственно творчества рассматриваемого писателя. В основном автор опирался на оригинальные тексты самого А.Х. Танпынара и самостоятельный их анализ. Целью исследования Ю.К. Капустиной было рассмотрение художественных особенностей новелл сборника «Грёзы Абдуллаха Эфенди» в свете теории модернизма. При решении частных задач исследования была проделана сложная работа по переводу и анализу всех новелл сборника, особенно подробно автор остановился на новелле «Грёзы Абдуллаха Эфенди», самой большой по объёму и явившейся своего рода организующим началом для произведений всего сборника. Руководителю представляются весьма ценными и удачными раздел о модернизме в литературе Турции, где выявляются внутренние предпосылки зарождения и развития этого направления, а также глава о жизни и деятельности А.Х. Танпынара, при написании которой автор широко и, в то же время, корректно использовал автобиографическое произведение самого писателя «Как я жил» и другие его работы. В процессе решения поставленных во «Введении» задач, особенно в главе III, были сделаны важные самостоятельные выводы. В частности, автору удалось установить четырехчастную структуру всех новелл сборника «Грёзы Абдуллаха Эфенди» и привести необходимые доказательства; выявить ряд общих мотивов новелл: дуализм личности (раздвоение сущности) героев, рок и судьба, непостоянство и потрясения во внешнем мире, порождающие «дезорганизацию и чувство растерянности»; автобиографические мотивы. Следует отметить, что все без исключения задачи, поставленные автором во «Введении», нашли в сочинении своё, в разной степени аргументированное, решение. Таким образом, цель исследования можно считать в целом достигнутой. Основной текст сочинения был представлен научному руководителю в указанный срок. В целом работа Ю.К. Капустиной является самостоятельно выполненным исследованием, имеет достаточный объём, чёткую структуру и содержит важные самостоятельные и оригинальные выводы об основных чертах и особенностях новеллистики Ахмеда Хамди Танпынара. Таким образом, представленное исследование Ю.К. Капустиной может быть принято к защите в качестве выпускного квалификационного сочинения студента IV курса бакалавриата и заслуживает положительной оценки. Доцент Кафедры тюркской филологии Восточного факультета СПбГУ, к.филол.н. 02.06.2018 г. А.И. ПЫЛЕВ