Отзыв о выпускной квалификационной работе студентки четвёртого курса кафедры семитологии и гебраистики Восточного факультета А. Б. Каменецкой «Художественное пространство в прозе О. Кастель-Блюм» А. Б. Каменецкая занимается изучением современной израильской литературы – ей посвящены работы прошлых лет обучения. Тема квалификационного сочинения связана с творчеством Орли Кастель-Блюм, израильской писательницы, которая начала публиковать свои произведения в конце восьмидесятых годов прошлого века, и вот уже более тридцати лет она занимается литературной деятельностью. За это время ей присудили нескольких литературных премий, она стала крупным представителем израильской литературы, но в России её по-прежнему знают мало. А в Израиле и в других странах её творчество оценивают очень высоко, хотя оно несёт на себе некую печать избранности и ценится в интеллектуальных кругах. В целом можно сказать, что пишет она всегда об одном и том же: как индивидуальный человек выживает в современном мире, приспосабливаясь к нему, какие потери несёт и какой ценой остаётся жив. Если остаётся. О. Кастель-Блюм много и тщательно работает над своими текстами, добиваясь их совершенства в отношении предельной ёмкости слов. Простые на первый взгляд, они таят в себе массу подводных камней в виде неявных смыслов. Она не выносит многословия и цветистости речи – жестоко критикует такие образцы письма, принадлежащие даже маститым авторам. Когда-то крупный израильский лексикограф Рувик Розенталь остроумно определил стиль её стиль как «дигитальный», имея в виду, что самой манерой письма автор стремится отразить современный мир с его цифровыми технологиями, продуктом которых является нечто совершенное, но лишённое всякой индивидуальности - как цифровой звук, цифровая фотография. Так и мир произведений О. Кастель-Блюм предстаёт перед читателем глобальным и обезличенным. За основу романных ситуаций она часто берёт какие-нибудь стереотипные представления, бытующие в обществе, и последовательно разрушает их, показывая, что на самом деле стоит за ними. Известный литературовед Смадар Шифман в своей монографии о постмодернизме в израильской литературе называет её מפרקת קלישאות 'разрушительница клише'. Это имя писательница вполне оправдывает, изображая мир своих героев. Представленное к защите квалификационное сочинение «Художественное пространство в прозе О. Кастель-Блюм» свидетельствует о широкой теоретической базе, на которой основана работа. В первой главе приводятся главные положения современных представлений о пространстве, включая те, которые бытуют в Израиле, и в силу исторических причин вызывают острые споры. Во второй главе рассматриваются способы описания, художественного пространства в произведениях писательницы, среди которых сборник рассказов и три романа. Здесь немало интересных наблюдений и замечаний, включая такие, где автор работы расходится в оценке теперь уже с классиком израильского литературоведения Г. Шакедом. Вообще творчество этой писательницы представляет широкий простор для интерпретаций и оценок, а его темы покрывают едва ли не все сферы нашей жизни. Так, например, вторую главу работы завершает анализ романа «Текстиль», в котором учёный, один из главных персонажей произведения пророчит печальную участь новому респектабельному району северного Тель-Авива, в котором живёт. Строители, стремясь придать ему роскошный вид, насадили там кокосовых пальм, которые быстро растут, и кажется, что этот район существует здесь уже многие годы, имеет богатую историю и в нём живут люди с соответствующей родословной. Но природу нельзя обмануть. Здесь нет бабочек, не говоря уже о нектарницах и ежах. «Нет пищевой цепочки» (שרשרת מזון אין ) – констатирует герой. И добавляет, что квартал планировали «без учёта наследия» (תוכנן בלי מורשת ), а читатель понимает при этом, что под «пищевой цепочкой» подразумевается не обыденная пища, а та, которая питает национальное своеобразие народа, и без которого народа нет. Здесь также представлены хорошо выполненные образцы переводов тех произведений О. Кастель-Блюм, которые легли в основу анализа литературно-художественного материала А. Б. Каменецкой удалось раскрыть тему своей работы последовательно, полно, аргументировано, сохраняя на всём её протяжении хороший стиль изложения. Мне кажется, что эта работа превышает обычный уровень квалификационных сочинений. В заключение хочу добавить, что высоко оцениваю учебные успехи студентки, которые нашли отражение и в её сочинении. 4 июня 2018 г. Научный руководитель работы Л. В. Малыгина