ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Степановой Анны Викторовны по теме «Восприятие эмоционально окрашенных французских общих вопросов» Выпускная квалификационная работа А.В. Степановой посвящена особенностям восприятия эмоциональной окраски во французских общих вопросах с прямым порядком слов. Исследование проводится на материале актерской речи. Автор работы проводит последовательный анализ восприятия носителями французского и русского языков общей эмоциональной окрашенности во фразе, а также выбор ими конкретных эмоций. При этом исследователь использует классификацию эмоций, разработанную П.Экманом. Анна Викторовна старается соотнести аудиторские оценки эмоциональной окраски в целом и отдельных эмоций в частности с параметрами акустического сигнала, а именно с отклонениями от мелодического оформления, характерного для эмоционально «нейтрального» варианта общего вопроса. Одновременно автор работы сопоставляет полученные данные с результатами предыдущих исследований, описывающих акустические корреляты различных эмоций на материале как французского, так и других языков. Проводится сравнение с описаниями интонационного оформления эмоционально окрашенных повествовательных высказываний во французском языке. На основании проведенного акустического и перцептивного анализа автором делается целый ряд наблюдений и выводов. Таким образом содержание работы соответствует заявленной в названии теме «Восприятие эмоционально окрашенных французских общих вопросов», которая полностью раскрывается автором в ходе исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий текст работы составляет 74 страницы. Список литературы включает в себя 53 наименования, из них 33 – на иностранных языках. Структура работы, обоснованная задачами исследования, отражает как теоретические аспекты изучаемого вопроса, так и различные этапы анализа материала. В первой главе исследователь рассматривает классификацию вопросительных конструкций, способы грамматического оформления общих вопросов во французском языке. Также автором проводится анализ различных подходов к описанию и классификации интонационных контуров французских общих вопросов как зарубежными, так и отечественными лингвистами. При этом учитываются не только традиционные сведения, представленные в учебных пособиях, но и данные, отражающие актуальные тенденции в мировой лингвистике в целом и в фонетике (интонологии) в частности. Важной частью первой главы являются описания интонационного оформления эмоционально «нейтральных» французских общих вопросов, что дает автору возможность в дальнейшем провести сопоставление представленных в литературе данных с акустическими параметрами исследуемого материала. Во второй главе дано определение эмоции, описаны различные классификации эмоций. Кроме того, представлены результаты фонетических исследований, посвященных проявлению эмоций в речи на интонационном уровне. Теоретические положения проиллюстрированы схемами и таблицами. Третья глава посвящена описанию практической части проведенного исследования. В первом разделе главы автор дает обоснование выбора материала исследования, а также излагает методику проведения перцептивных экспериментов. Второй раздел содержит данные акустического анализа фраз, представленных во французских методических материалах в качестве эталонов «нейтрального» варианта интонационного оформления общего вопроса с прямым порядком слов (в мужском и женском произнесении). Несмотря на ограниченное количество представленных в этом разделе фраз, приведенные интонограммы и их описания удачно иллюстрируют теоретические положения первой главы. К тому же сравнение данных, полученных на этом этапе исследования, с результатами акустического анализа вопросительных реплик актеров позволяет автору проследить те или иные отклонения от «нейтрального» мелодического оформления общего вопроса в актерской речи. Эти отклонения, в свою очередь, сопоставляются с аудиторскими оценками во втором разделе практической части. При анализе и сравнении результатов двух перцептивных экспериментов автор использует методы описательной статистики. В конце главы автором формулируются выводы как в отношении мелодических характеристик общих вопросов, оцененных аудиторами как эмоционально окрашенные, так и в отношении особенностей восприятия конкретной эмоции в зависимости от акустических параметров сигнала. В этом разделе также описаны трудности, встретившиеся на различных этапах работы; представлен ряд предположений о связи акустических характеристик общего вопроса без инверсии с восприятием различных групп эмоций; обозначены гендерные особенности восприятия эмоциональной окраски. Подробный анализ исследуемого материала в Главе 3 и сопоставление полученных результатов с данными, изложенными в теоретической части работы, позволяют автору развернуто обосновать полученные выводы. Заключение отражает основные этапы исследования. Приложение содержит французский и русский текст анкеты, которая была представлена аудиторам. В связи с большим объемом данных часть приложения, а именно протоколы перцептивных экспериментов и сводная таблица с данными акустического анализа, а также звуковое приложение представлены автором на диске, который прилагается к тексту работы. Необходимо отметить, что в данной дипломной работе исследуется современный материал, при этом рассматривается речь в ситуации, имитирующей ситуацию живого речевого общения, для которой характерен разговорный стиль. Анализ реализации и восприятия французских общих вопросов с прямым порядком слов в рамках данного стиля составляет новизну и актуальность данной работы и вносит определенный вклад в описание фоностилистических особенностей современной французской речи. Работа со сложным иноязычным материалом, проведение самостоятельно разработанного аудиторского эксперимента, а также подробный сопоставительный анализ акустических параметров с аудиторской оценкой каждой из двадцати представленных в эксперименте фраз также можно отметить в качестве положительных качеств работы. В то же время попытка сравнения акустических характеристик естественного сигнала с аудиторским восприятием эмоций неизбежно связана с получением ограниченного количества ответов при выборе той или иной эмоции. Несмотря на то, что в работе встречаются стилистические погрешности, а также некоторые неточности в оформлении и описании результатов статистического и акустического анализа, работа отражает актуальные проблемы теоретического и практического характера, в ней использована современная литература, учитываются достижения отечественной и зарубежной науки и практики в исследуемой области. Приведенные в работе схемы, таблицы и интонограммы, а также перевод фраз и терминов с иностранных языков на русский способствуют наглядности и доступности текста данной выпускной квалификационной работы читателям. Работа А.В. Степановой заслуживает положительной оценки, а автор работы – степени бакалавра. «31» мая 2018 г. __________________ Кочеткова У.Е.