РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Даны Алексеевны Сердитовой «Репрезентация ценностного концепта STATE в американской лингвокультуре» Выпускная квалификационная работа Даны Алексеевны посвящена изучению средств языковой репрезентации в англоязычном дискурсе ценностного концепта STATE, который автор рассматривает как «порождающую» ценность американской лингвокультуры. В силу внимания, которое автор работы уделяет решению лингвокультурологических задач, их антропоориентрированности и проблем, связанных с когнитивной семантикой, вопросами ценностей и ценностных концептов, можно говорить об очевидной актуальности рецензируемого исследования. Работа состоит из двух глав (теоретической и исследовательской), соответствующих выводов, заключения и списка использованной теоретической литературы, который включает 54 источника, из них 14 на иностранных языках, а также 9 толковых и специальных словарей. Исследование проводится на материале общественно-политических текстов, словарных статей и результатов социологического опроса представителей американского социума. Ведущими методами анализа языкового материала в работе можно считать дефиниционный анализ слов-репрезентантов концепта в толковых англоязычных словарях, лексико-семантический анализ слов-репрезентантов концепта STATE в выступлениях кандидатов в президенты США, участвовавших в выборах 2016 года, когнитивно-семантический анализ репрезентации концепта в публицистических текстах, а также интерпретацию результатов социологического опроса. В теоретической главе Дана Алексеевна, проявляя высокую лингвистическую эрудицию, предлагает аргументированный и высоко доказательный обзор существующей теоретической литературы по интересующей тематике, в результате которого рассматриваются такие фундаментальные лингвистические темы как антропоориентрованность лингвокультурологических исследований, концептология как раздел когнитивной лингвистики, понятие категории ценностей, а также природа и содержание концепта STATE. Во второй главе Дана Алексеевна проводит многоуровневый анализ концепта и его репрезентантов в словарях, текстах и анализ результатов социологического опроса представителей американского социума. Тщательность и корректность процедуры анализа, аргументированные комментарии примеров, логичность и обоснованность выводов не позволяют усомниться в объективности проведенного исследования и достоверности полученных результатов, главные из которых, на наш взгляд, сводятся к следующему. Автору удалось выявить своеобразие содержания и структуры ценностного концепта STATE и выделить концепты, которые входят в его структуру: EDUCATION, ECONOMY, LAW, FAMILY, IMMIGRATION, MEDICINE, CONSTITUTION, и связанные с ними микроконцепты: JOBS, TAX, TRADE, MIDDLE CLASS, ENERGY, образующие концепт ECONOMY, а также микроконцепты LAW AND ORDER и SECURITY, на основании которых формируется концепт LAW. По результатам соцопроса удалось также выделить доминирующие, по мнению респондентов, американские ценности, к числу которых были отнесены FAMILY, LAW AND ORDER, EDUCATION, ECONOMY, HEALTHCARE, CONSTITUTION. Одним из важных выводов, к которым приходит автор исследования – это возможность рассмотрения гиперконцепта STATE как порождающего ценностного концепта, содержание которого допускает порождение и функционирование зависимых от него концептуальных групп, которые в совокупности формируют концептуальную парадигму. Оценивая работу в целом, можно заключить, что она выполнена на достаточно высоком уровне, отличается четкостью, логичностью построения и глубиной проведенного комплексного анализа, поставленные в ней задачи можно считать полностью выполненными, а тему - раскрытой. Вместе с тем, при чтении работы возникает ряд вопросов: 1. Хотелось бы получить разъяснение автора работы по поводу критериев, которые позволили ей формировать концептуальные блоки и устанавливать систему их иерархической зависимости, которая и приводит к выводу о возможности выявления концептуальных парадигмальных связей. 2. Какая теоретическая основа существует для выводов, к которым приходит Дана Алексеевна во второй практической главе? 3. Чем руководствовался автор, принимая решение о включении элементов анализа, т.е. исследовательской деятельности в первую теоретическую главу? Такой подход вполне допустим и практикуется, но хотелось бы услышать его обоснование. Высказанные вопросы не затрагивают существа работы, а тщательность проведенного анализа свидетельствуют об объективности и достоверности полученных результатов. Проверка работы в программе Safe Assign на платформе Blackboard позволяет сказать, что выделенные заимствования представляют собой, главным образом, примеры на английском языке с указанием их источников в конце работы, фамилии ученых, клише научной речи, цитирования с корректным указанием источников заимствования. Учитывая высокий уровень проведенного исследования можно говорить о том, что выпускная квалификационная работа отвечает всем предъявляемым требованиям, а ее автор, Дана Алексеевна Сердитова заслуживает присуждения искомой степени бакалавра лингвистики. к.ф.н., доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии Т.И. Петухова